Приватизация Объединенной зерновой компании в форме размещения допэмиссии акций нарушает интересы потенциальных покупателей, заявил в понедельник «Базовый элемент», подавший заявку на участие в сделке.
«Мы обеспокоены непрозрачностью процедуры размещения допэмиссии акций ОАО ОЗК, — пояснил «Газете.Ru» Андрей Олейник, управляющий директор дирекции «Агробизнес» «Базового элемента». — Мы до сих пор не получили официального уведомления о квалификационных критериях и результатах рассмотрения нашей заявки ни от ОЗК, ни от инвестиционного консультанта этой сделки — компании «Тройка Диалог».
Непрозрачность критериев отбора инвесторов нарушает принципы свободной конкуренции, ставит претендентов в неравные условия, нанося ущерб интересам как производителей сельскохозяйственной продукции, так и самой ОЗК, считают в «Базэле».
Приватизация ОЗК пройдет в два этапа. Первым шагом должна стать допэмиссия акций компании, по итогам которой доля государства в капитале ОЗК должна уменьшиться не ниже контрольной (указ президента об увеличении уставного капитала ОЗК был подписан в ноябре 2011 года). Прием заявок от потенциальных покупателей закончился 20 марта. На втором этапе — до конца 2012 года — государство планирует полностью выйти из капитала ОЗК.
В Росимуществе «Газете.Ru» сообщили, что не регулируют сделку по приватизации ОЗК, поскольку она проводится путем выпуска допэмиссии акций и напрямую не затрагивает интересы государства. «Все вопросы по сделке — к инвестконсультанту «Тройке Диалог», — сообщили в Росимуществе.
ОЗК была создана на базе государственного агента по управлению интервенционным фондом — ФГУП «Федеральное агентство по регулированию продовольственного рынка». Государство передало компании доли в 30 зерновых предприятиях, в частности контрольный пакет Новороссийского комбината хлебопродуктов — одного из крупнейших зерновых терминалов России. ОЗК в ходит в топ-10 экспортеров зерна и останется государственным агентом в проведении зерновых интервенций до 2013 года, на балансе компании около 7 млн тонн зерна на сумму более 30 млрд руб.
Кроме входящего в группу «Базэл» агрохолдинга «Кубань» об интересе к приватизационной сделке ранее заявляли агрохолдинг «Русагро» Вадима Мошковича, инвестгруппа «Сумма» Зиявудина Магомедова, компании «Био-Тон» и «Нефтегазиндустрия», зернотрейдер Louis Dreyfus, а также АФК «Система», в начале апреля объявившая о создании СП с Louis Dreyfus. Но официальных сообщений о претендентах на пакет акций ОЗК не было.
«Потенциальных участников приватизационной сделки нужно искать среди основных экспортеров российского зерна»,
— считает трейдер компании Russkaya Zemlya LLC Иван Труднев.
Комментируя сообщения СМИ о том, что «Кубань» может действовать в интересах трейдера Glencore, Олейник отметил, что эта информация не имеет ничего общего с действительностью. «Мы работаем с Glencore точно так же, как с любой другой зерновой компанией, договоренностей по поводу приватизации ОЗК нет», — сообщил представитель компании.
Две трети экспорта зерна в России проходит через два терминала, расположенных в Новороссийском морском торговом порту, совладельцем которого выступает «Сумма». «Сумма» уже контролирует 25% Новороссийского морского торгового порта и 27,85% Новороссийского комбината хлебопродуктов. А ОЗК владеет контрольным пакетом терминала НКХП.
Эксперты не находят ущемления прав претендентов на приватизацию ОЗК. «Строго говоря, допэмиссия — это не приватизация части госкомпании, закон о приватизации государственного и муниципального имущества здесь не действует.
Это дополнительный выпуск акционерным обществом своих акций. В соответствии с требованием ФСФР ОЗК имеет право определить круг потенциальных покупателей своих акций. Круг этих покупателей эмитент имеет право ограничить»,
— поясняет аналитик юридической фирмы «Юков, Хренов и партнеры» Дмитрий Лобачев. «Если был задан короткий срок на подачу заявок или не был получен ответ за заявку — это скорее из сферы культуры корпоративных отношений, чем нарушение норм приватизации», — согласен глава юридической фирмы «Леонтьев и партнеры» Вячеслав Леонтьев.