Канадская золотодобывающая корпорация Barrick вышла из капитала Highland Gold Mining Ltd (HGM), продав 20,37% обыкновенных акций. Highland Gold, аффилированная со структурами предпринимателя Романа Абрамовича, входит в десятку крупнейших золотодобывающих компаний России с запасами в 525 тонн золота. Добыча ведется в основном в Хабаровском крае (месторождения «Многовершинное» и «Белая Гора») и в Забайкалье («Новоширокинское», «Любавинское», «Тасеевское»). В Киргизии HGM разрабатывает месторождение «Ункурташ».
Чистая прибыль компании за прошлый год составила $104 млн, что на 15% ниже результата 2010 года и на 14% ниже ожиданий отраслевых экспертов. Цена продажи акций HMG составила 120 пенсов за штуку, примерно на 10% ниже рыночных котировок. Общая сумма сделки составила 79,5 млн фунтов стерлингов (около $128,7 млн).
10-процентный дисконт Barrick предложил в связи с тем, что по рыночной цене ажиотажного спроса не было, констатировал аналитик ВТБ Николай Сосновский.
О том, что Barrick собирается продать свою долю HMG, стало известно в феврале. Решение о продаже канадская компания объяснила тем, что акции Highland Gold «больше не являются ключевыми для бизнес-операций и стратегии». Консультантом сделки выступил банк HSBC.
С момента объявления HMG начала стремительно дешеветь. До того как Barrick заявил о своих планах, капитализация компании составляла 554 млн фунта стерлингов. После объявления она снизилась до 523,5 млн фунтов. К 19.00 по московскому времени в четверг акции HMG стоили 128,5 пенса (–2,28%), капитализация компании, таким образом, составила 417,88 млн фунтов стерлингов.
Единственным потенциальным инвестором, который заявлял о своем интересе к доле Barrick, была Millhose Романа Абрамовича. Представитель компании заявил, что она «не исключает» покупки акций. Millhouse владеет 32,6%, еще 8% принадлежит менеджменту компании, остальные акции находятся в свободном обращении.
Highland Gold в четверг сообщила, что 20,37% ее акций были проданы институциональным инвесторам, не уточнив, кому именно. Представитель компании Дмитрий Якушкин заявил «Газете.Ru», что HMG эти данные не раскрывает. Энди Ллойд, пресс-секретарь Barrick, говорит, что среди покупателей есть «один новый институциональный инвестор».
Barrick отмечает, что акции были проданы как новым инвесторам, так и тем, кто уже является акционерами HMG.
Но представитель Millhouse Джон Манн сказал «Газете.Ru», что доля компании в капитале HMG не изменилась. «Мы довольны своей долей», — отметил Манн.
«Millhouse в альянсе с менеджментом (который по большей части состоит из представителей того же Millhouse) контролирует около 40% HGM, — комментирует Сосновский. — Операционный контроль у компании Абрамовича, доведение пакета до контрольного ничего бы не изменило».
Но увеличение доли миноритарных акционеров и, следовательно, ликвидности бумаг компании, по словам эксперта, будет полезно для привлечения инвесторов и более полного раскрытия стоимости HMG.
Сосновский отметил, что предложенный пакет акций слишком велик, чтобы кто-то (за исключением Millhouse) выкупил его целиком. «Скорее всего, покупателями выступили различные фонды, — говорит аналитик. — Но нельзя исключать, что в покупке акций HGM все же поучаствовали и структуры, близкие к Millhouse. Цена была занижена, и, зная компанию и ее риски изнутри, вполне можно было попытаться на этом размещении заработать».
Эксперт БКС Олег Петропавловский отмечает, что падение котировок компании было вызвано именно тем, что рынок ожидал продажи крупного пакета с дисконтом.
«Теперь HMG является одной из самых дешевых золотодобывающих компаний, — говорит Петропавловский. — Это означает, что у нее есть значительный потенциал роста, и теперь, когда продажа пакета Barrick уже состоялась, рынок расслабится и акции HMG вполне могут показать рост».