Продажи туристических путевок на майские праздники увеличились в среднем на 5% по сравнению с маем 2011 года по основным направлениям при росте средней стоимости на 10%, сообщила «Газете.Ru» исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе. Официальные итоги майских продаж будут подведены позднее в пятницу.
Рост спроса участники рынка связывают с увеличением количества выходных дней в майские праздники.
В апреле 2012 года Госдума приняла сразу в трех чтениях законопроект, согласно которому майские праздники увеличиваются за счет зимних каникул. Выходными стали 29, 30 апреля и 1 мая, а также 6, 7, 8 и 9 мая.
Но если бы правительство объявило о праздниках раньше, операторы и авиакомпании смогли бы согласовать расширенные летные программы, а клиенты — лучше спланировать отпуск, сетуют участники туристического рынка.
«Из-за увеличения дней отдыха есть рост, но небольшой, потому что правительство об этом сообщило уже поздно, — говорит директор по туризму «Роза ветров Мир» Алексей Рогов. — Количество предложений и перелетов осталось ненамного выше уровня прошлого года, и дополнительных самолетов уже не поднимали». По его данным рост цен составил 3-5 % из-за подорожания авиабилетов.
Темпы роста спроса в пиковый майский сезон на уровне 5% оказались в три раза ниже годового показателя: по итогам 2011 года турпоток увеличился на 15%. Пиковые сезоны оказывают большое влияние на итоговые показатели за год.
Из России в 2011 году на отдых за границу выехали 14,5 млн человек, на 15% больше, чем в 2010 году. Но темпы роста тогда замедлились вдвое: в 2010 году количество туристов увеличилось на 32%, подсчитывал Российский союз туриндустрии. 15% туров в 2011 году были прибыльными для операторов, до 40% продавались ниже себестоимости, остальные — «в ноль».
Ранее глава Ростуризма Александр Радьков в интервью «Газете.Ru» оценил рентабельность операторского бизнеса на международных направлениях на уровне 3–5% после отчисления агентских комиссий.
В «Интуристе» вообще не заметили роста спроса, но констатировали повышение стоимости путевок. «Традиционно майские праздники воспринимают как дополнительные выходные и многие проводят их за границей. Спрос в этом году оказался на уровне прошлого года, — говорит коммерческий директор «НТК Интурист» Исмаил Болюкбаши. — Перевозчики повышают тарифы на перелет, отельеры на проживание, что сказывается на цене тура в большую сторону».
В «Санрайз тур» констатируют рост турпотока в страны безвизового режима, в частности, в Турцию. «Количество туристов в Турцие растет. Но в этом году и цены на туры по сравнению с прошлым годом, выросли примерно на 10%. Это связано с инфляцией в Турции, там дорожают продукты, электроэнергия и бензин», — говорит гендиректор компании Дмитрий Мазуров.
TUI Russia & CIS почти распродала туры на майские праздники, говорят в компании. «Мы сфокусировали внимание на непродолжительных турах — до 7 дней. Этот подход себя оправдал», — заметила Наталья Новикова, представитель российского офиса TUI. Среди экскурсионных направлений в TUI самым востребованным осталась Чехия, туристы часто выбирали совмещенные программы (Прага-Вена, Прага-Мюнхен, Прага-Дрезден), отметила она. Пляжные приоритеты — Италия, Испания и Египет.
То, что при повышении цен на путевки увеличился спрос, говорит о положительных тенденциях на рынке, уверен Сергей Шпилько, глава департамента туризма Москвы.