Максим Барский, претендовавший на пост исполнительного директора ТНК-ВР, приобрел 29,8% акций британской нефтяной компании Matra Petroleum. Сумма сделки составила 4,6 млн фунтов стерлингов ($7,3 млн). Барский войдет в состав совета директоров Matra, акции которой торгуются в Лондоне, как неисполнительный директор.
Инвестор покупал бумаги по 0,8 пенса за штуку, но к концу торгового дня во вторник их цена поднялась до 1,14 пенса (+43%).
Matra работает в России (Поволжье и Урал), компания владеет лицензией на Архангеловский блок (к северу от Оренбурга). Извлекаемые запасы компании оцениваются в 15 млн баррелей нефти.
На 30 ноября 2011 года структура акционеров Matra выглядела следующим образом: 29,26% принадлежат Delek Group, 11,08% — TD Waterhouse, 9,14% — Barclays, 6,72% владеет HSDl, 4,92% — LR, и 4,67% владеет James Capel. Таким образом, free float компании составляет 34,21%.
Выкупил ли Барский акции с рынка или приобрел у кого-то из акционеров — компания не сообщила.
Барский планирует использовать Matra как площадку для приобретения активов в дальнейшем, объявила Matra инвесторам. Причем, в случае если Барский найдет актив для слияния или поглощения, Matra предоставляет ему опцион на выкуп еще 5% своих акций по цене 1,3 пенса за штуку. Акции будут из числа выпущенных по допэмисии, которая запланирована для сделки.
На какие активы ориентируется Matra, представители компании не уточнили. Эксперт Номос-банка Денис Борисов указывает на незначительные масштабы бизнеса компании. «Очевидно, когда речь идет о слияниях и поглощениях, Matra будет ориентироваться на компании аналогичного масштаба, — полагает аналитик. — Таких в регионе работает достаточно».
Ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев отмечает, что Оренбургская область — одна из наиболее перспективных в России с точки зрения слияний и поглощений.
«Там много интересных активов, — поясняет эксперт. — Барскому придется столкнуться с жесткой конкуренцией, оренбургскими активами интересуются многие крупные компании».
Барский был основным кандидатом на пост главы ТНК-ВР после ухода Роберта Дадли (Дадли подал в отставку в конце 2008 года под давлением российских акционеров, в настоящее время он возглавляет ВР). После Дадли исполняющим обязанности главы ТНК-ВР стал крупнейший российский акционер холдинга (25%) Михаил Фридман, занимающий эту должность до сих пор.
После конфликта, который привел к отставке Дадли, российские и британские акционеры ТНК-ВР обсуждали несколько кандидатур на пост главы компании. Предполагалось, что новый исполнительный директор не будет зависеть ни от AAR, ни от ВР.
Кандидатура Барского была утверждена уже в ноябре 2009 года, возглавить компанию он должен был с января 2011 года. Ожидая назначения, Барский успел пройти полугодовую стажировку в Великобритании.
В конце 2010 года акционеры компании отложили назначение, заявив о необходимости завершить технические процедуры (в частности, сформировать опционный план и систему долгосрочной мотивации для Барского).
Барский должен был вступить в должность в феврале — марте, но и весной вопрос о его назначении остался нерешенным: российские акционеры не захотели менять главу компании в разгар противостояния с ВР и «Роснефтью» по поводу стратегического альянса.
Барский предъявил акционерам ТНК-ВР ультиматум: он уволится, если его не утвердят в должности главы компании до конца 2011 года.
В итоге Барский покинул ТНК-ВР.
Но именно ТНК-ВР наиболее активно работает в Оренбургской области.
«Также о планах по расширению присутствия в области неоднократно заявляла «Газпром нефть», — напоминает аналитик Райффайзенбанка Андрей Полищук. — Не думаю, что сохранившиеся связи и контакты Барского в нефтяной отрасли вообще и в ТНК-ВР в частности помогут ему избежать конкуренции с крупными компаниями. Скорее всего, Matra достанется только то, чем они не заинтересуются»