Заместитель генпрокурора Виктор Гринь передал в суд уголовное дело в отношении Алексея Спиричева, который обвиняется в уклонении от уплаты налогов на сумму свыше 9 млрд рублей, сообщила во вторник официальный представитель Генеральной прокуратуры Марина Гриднева.
По версии следствия, в период с 1998-го по 2001 год Спиричев и ряд его соучастников под руководством Михаила Ходорковского и Платона Лебедева оформляли документы, содержащие недостоверные сведения о деятельности фиктивных, зависимых от ОАО НК ЮКОС компаний, рассказала Гриднева. Речь идет об ООО «Мускрон» и ООО «Бизнес-Ойл», зарегистрированных в г. Трехгорном Челябинской области и г. Лесном Свердловской области соответственно.
Генпрокуратура полагает, что эти компании незаконно получили от местной администрации налоговые льготы: «Мускрон» не уплатил в бюджет свыше 5,404 млрд рублей, «Бизнес-Ойл» — более 3,775 млрд руб.
Спиричев, как отметила Гриднева, в 2000 году оформил документы, по которым «Бизнес- Ойл» якобы переплатил налоги. «На основании данных документов введенные в заблуждение сотрудники отделения Федерального казначейства по городу Лесному 27 декабря 2000 года перечислили более 44 млн рублей на расчетный счет ООО «Бизнес-Ойл» в банк, подконтрольный Лебедеву, Ходорковскому и членам организованной группы», — заявила представитель Генпрокуратуры.
Так как Спиричев скрылся от следствия, предъявить ему обвинение было невозможно и в 2004 году он был объявлен в международный розыск, напомнила Гриднева. В 2010 году Спиричев был обнаружен в Чехии, и чешским властям было направлено ходатайство о его выдаче. В марте 2011 года суд в Праге отказал Москве в экстрадиции обвиняемого.
Пока дело Спиричева Ходорковского и Лебедева не касается. Адвокат Михаила Ходорковского Юрий Шмидт сообщил «Газете.Ru», что новых обвинений в рамках дела по уклонению от уплаты налогов ООО «Мускрон» и ООО «Бизнес-Ойл» руководителям ЮКОСа не предъявлялось.
«Перед направлением дела в суд должно пройти следствие по делу и человеку должно быть предъявлено конкретное обвинение. Никакого нового следствия и нового обвинения не было», — отметил Шмидт.
<1>По его словам, сейчас Генпрокуратура последовательно передает в суд дела в отношении тех лиц, кого просила экстрадировать. «Поскольку если они этого не сделают, то выходит, что запросы посылались впустую», — отмечает адвокат.
Шмидт напомнил, что в настоящее время слушается выделенное дело в отношении бывшего совладельца ЮКОСа Владимира Дубова, обвиняемого в крупном хищении бюджетных средств. В 2011 году был осужден бывший глава дочерней компании ЮКОСа Антонио Вальдес-Гарсиа, заочно приговоренный к восьми годам заключения за хищение и легализацию 13 млрд долларов. Идет расследование уголовного дела в отношении бывшего юриста ЮКОСа Павла Ивлева, обвиняемого в соучастии в хищении нефти и отмывании выручки вместе с Ходорковским и Лебедевым.
Председатель московской коллегии адвокатов «Вашъ юридический поверенный» Константин Трапаидзе отмечает, что
для того, чтобы обвинения по делу Спиричева были предъявлены Ходорковскому и Лебедеву, должны быть либо получены показания самого Спиричева против них (причем подтвержденные фактами), либо следствие должно доказать, что именно ЮКОС был основным бенефициаром ухода от уплаты налогов.
Российские правозащитники считают новое дело, связанное с ЮКОСом, реакцией силовиков на результаты недавней независимой экспертизы по второму делу ЮКОСа. «Целый ряд экспертов пришел к одному выводу: второе дело ЮКОСа не имеет под собой никаких оснований, — цитирует «Интерфакс» главу комитета «Гражданское содействие» Светлану Ганнушкину. — Там не только нет состава, но и события преступления. И вот теперь начинается какой-то новый этап». «По одному и тому же лицу столько раз было все расследовано, но каждый раз появляется что-то новое. Уже не один генерал вырос на этой теме. Это какая-то наша специфика. Учебно-тренировочное дело», — добавляет член президентского совета по правам человека, глава Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов.