Выручка Первого канала в 2011 году выросла на 18%, до 28,88 млрд рублей, с 24,48 млрд рублей в 2010 году. «Первый» начал раскрывать отчетность в марте 2012 года по требованию Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР).
Чистая прибыль увеличилась более чем в два с половиной раза, до 2,785 млрд рублей по сравнению с 1,046 млрд рублей в 2010-м, следует из материалов телеканала.
В 2011 году телеканал увеличил расходы на 2,357 млрд рублей, до 28,23 млрд рублей с 25,868 млрд рублей.
<1 >Государственные субсидии телеканала в 2011 году увеличились на 77,8 млн рублей, до 3,49 млрд рублей (в 2010 году — 3,408 млрд рублей).
В отчете канала указано, что большая часть государственных средств была направлена на возмещение расходов по оплате услуг РТРС по распространению и трансляции программ в малых населенных пунктах, а также на приобретение и замену оборудования в небольших населенных пунктах.
Остальные 11,4 млн рублей госсредств телеканал направил на «подготовку и обеспечение скрытыми субтитрами социально значимых телепрограмм для инвалидов с нарушением слуха, 8 млн рублей было потрачено на приобретение оборудования для производства субтитров», говорится в пояснительной записке к финансовой отчетности телеканала.
Государство финансирует социальные проекты, которые телеканал самостоятельно не смог бы реализовать: деятельность телеканала была бы убыточной, говорит аналитик «Открытия» Александр Венгранович. «Если бы у Первого канала не было государственных субсидий, у него были бы убытки порядка 600 млн рублей, — подсчитал он. – Выручка телеканала растет вместе с рынком, что закономерно для такого крупного игрока, но в 2011 году телеканал показал больший рост, чем в 2009 и 2010 годах».
Первый канал исторически имеет зону покрытия практически на 100% территории России. «Государство выделяет деньги и другим телеканалам на расширение зоны покрытия в небольших населенных пунктах», — говорит председатель комиссии экспертов Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР) Владимир Евстафьев. По его словам, расширение зоны покрытия не носит коммерческий характер, так как рекламодателей больше интересуют крупные регионы.
Большую часть доходов в 2011 году телеканал получил от продажи телерекламы, следует из отчетности.
Доходы от продажи коммерческой рекламы в 2011 году выросли на 5,7 млрд рублей, до 23,37 млрд рублей с 17,646 млрд рублей в 2010 году. Общий объем продаж рекламы за год составил 28,9 млрд рублей, увеличившись на 18%.
Ранее в АКАР подсчитали, что доходы от рекламы на телевидении в 2011 году выросли также на 18% (с 110,8 млрд до 131 млрд рублей).
Соответственно, доля «Первого» на российском рекламном рынке составила 22%.
В 2011 году политические организации потратили 417,4 млн рублей на размещение рекламы на Первом канале (данные за 2010 год телеканал не предоставил). По данным АКАР, всего в 2011 году объем политической рекламы составил 1 млрд рублей.
Первый канал сделал бухгалтерскую отчетность общедоступной по предписанию ФСФР: до этого в правительстве много раз критиковали федеральный канал за непредставление финансовой отчетности. В марте 2012 года телеканал впервые раскрыл отчетность за период с 2008-го по 2010 годы.