Представитель «Белавиа», заместитель гендиректора авиакомпании Игорь Чергинец не исключил, что число рейсов на линии Минск – Москва будет сокращено до двух ежедневно для каждой из сторон. Он связал это с решением российского Минтранса об ограничении географии полетов по России для белорусской авиакомпании.
Накануне в адрес департамента по авиации Белоруссии поступило письмо из Минтранса России, в котором авиационные власти уведомили о прекращении полетов «Белавиа» по всем направлениям в России, кроме Москвы, с 13 апреля. Согласно летнему расписанию на 2012 год, действующему с 5 апреля, «Белавиа» выполняет значительное число прямых и транзитных рейсов через Калининград, Екатеринбург и Санкт-Петербург. С 16 мая запланировано открытие рейса в Сочи, с 3 июня – в Новосибирск.
«Если будет принято решение по недопуску «Белавиа» в регионы России, то, наверное, дальше будет сокращаться количество рейсов между Минском и Москвой, — заявил Чергинец агентству «Интерфакс» в пятницу. – Наверное, будет необходимость сократить количество рейсов между Минском и Москвой до двух рейсов с каждой стороны».
«Я думаю, с нашей стороны останется «Белавиа», а с российской стороны – «Сибирь» и «Ютэйр», — добавил он, — а «Аэрофлот» выполнять эти рейсы не сможет».
В белорусском минтрансе пока не комментируют заявление представителя национальной авиакомпании. «Позднее днем, возможно, будет какой-то официальный комментарий», — сообщили «Газете.Ru» в ведомстве. В российском министерстве от комментариев воздерживаются, уточняя, что реагировать на слова представителя авиакомпании «Белавиа» не является их компетенцией. На 9 апреля запланированы очередные переговоры российских и белорусских авиавластей, напомнили в ведомстве.
В «Аэрофлоте» удивлены заявлением представителя «Белавиа», так как они «юридически неправомерны». Назначение перевозчика с российской стороны – дело не белорусской авиакомпании, а российских авиационных властей, напомнил «Газете.Ru» представитель авиакомпании.
В марте, согласовывая летнее расписание, Росавиация и белорусский департамент по авиации утвердили на линию нового перевозчика с российской стороны – «Сибирь» (S7), но не смогли договориться о частоте полетов. Временно остановились на варианте пять рейсов в день российских авиакомпаний (три за «Аэрофлотом» и по одному от «Ютэйр» и S7) и четыре белорусской авиакомпании «Белавиа».
Но 26 марта «Белавиа» заявила, что ей аннулировано разрешение на полеты в Москву; не были отправлены два рейса. В ответ белорусские авиационные власти отозвали разрешение на выполнение регулярных рейсов у «Аэрофлота», «Ютэйр»r и S7. В тот же день, после переговоров авиавластей двух стран, перевозки были восстановлены, но конфликт остался неразрешенным. Белоруссия приняла решение с 13 апреля сократить число рейсов российских авиакомпаний до четырех, то есть лишить одного рейса «Аэрофлот». В Минтрансе выразили обеспокоенность этим шагом, после чего авиавластям Белоруссии было направлено сообщение о прекращении полетов «Белавиа» в российские регионы с 13 апреля.
Представитель «Белавиа» утверждает, что рейсы в российские регионы «не особо рентабельные, больше были связаны с договоренностью правительства Белоруссии с местными региональными российскими властями». Нерентабельными, по его словам, являются и рейсы в Москву, так как загрузка по ним менее 50%. «Рейсы убыточны у всех (компаний, выполняющих рейсы между Москвой и Минском, «Аэрофлот», «Ютэйр» и «Белавиа», – «Газета.Ru»), но «Аэрофлот» (через Минтранс. – «Газета.Ru») требует и дальше увеличивать провозные емкости, – пояснил «Газете.Ru» Чергинец. – Экономического смысла в этом нет. Ситуацию мы связываем исключительно с желанием «Аэрофлота» захватить белорусский рынок, устранив конкурента в нашем лице».
Но главный редактор отраслевого агентства «Авиапорт.Ru» Олег Пантелеев констатирует, что «Аэрофлот» не увеличивал провозную емкость на летнее расписание. «Аэрофлот» зимой выполнял три полета в день, на лето «Аэрофлоту» авиавласти Белоруссии готовы согласовать только два. В то же время на направление пришла авиакомпания «Сибирь», которая зимой в Минск не летала. «У «Белавиа» с S7 кодшеринговое соглашение, — напоминает Пантелеев, — и с летнего расписания «Белавиа» ставит свои коды на рейсах S7. То есть у российского «Аэрофлота» ухудшение позиций налицо, а у «Белавиа» улучшение, причем тоже очевидное».