Федеральная антимонопольная служба запретила структурам «Газпрома» участвовать в приобретении компании «СГ-Транс», крупнейшего в России железнодорожного перевозчика сжиженных газов. Об этом заявил в пятницу заместитель руководителя ФАС Анатолий Голомолзин на конференции «ТЭК России в XXI веке».
По мнению ФАС, приобретение «Газпромом» этого актива может привести к образованию монополиста на рынке с долей более 80%.
В «Газпроме» от комментариев отказались. Глава управления долгосрочного планирования и развития «Газпромтранса» Андрей Ващенко (дочерняя компания газовой монополии планировала принять участие в тендере. — «Газета.Ru») сказал, что компания официального документа от ФАС еще не получала. «Мы предчувствовали, что так будет, и поэтому планировали покупать большой парк (6 тыс. газовых вагонов), — отметил Ващенко. — Соответственно, нет переживаний на эту тему». По его словам, у «Газпрома» ожидается большой объем перевозки сжиженных газов, в связи с этим «Газпромтранс» планирует обширную инвестиционную программу. Ващенко заявил, что компания будет пополнять свой парк, ориентируясь на большегрузные цистерны объемом 95 кубометров. Часть их будет закуплена в России, часть на Украине.
«Газпромтранс» располагает парком около 30 тысяч вагонов, примерно семь с половиной тысяч — цистерны, приспособленные для перевозки сжиженных газов.
«СГ-Транс» осуществляет транспортировку, хранение и реализацию сжиженного газа. В парке «СГ-Транса» 16 тысяч цистерн, у компании 12 филиалов по реализации сжиженных газов (включая базы хранения) и 59 газозаправочных АЗС. В настоящее время «СГ-Транс» на 100% принадлежит государству. Полная приватизация компании была намечена Минэкономразвития на апрель. Государство оценивает «СГ-Транс» в 11 млрд рублей.
«Решение ФАС было ожидаемым: поглощение «СГ-Транс» «Газпромом» действительно привело бы к образованию монополиста («СГ-Транс» обеспечивает около 70% железнодорожных перевозок сжиженного газа в России. — «Газета.Ru»)», — комментирует глава агентства Infranews Алексей Безбородов.
Эксперт отметил, что основной интерес для инвесторов в «СГ-Трансе» представляет не парк цистерн, а розничная сбытовая сеть.
«При выходе на розницу актив очень быстро окупится», — полагает Безбородов. По его оценке, стоимость, названная Росимуществом (11 млрд рублей) «можно назвать адекватной, но торги, скорее всего, дойдут до 20 млрд рублей.%
«Если бы в них участвовал «Газпром», возможно, что цена поднялась бы до 25 млрд рублей», — отмечает эксперт.
ФАС допустила к аукциону по «СГ-Трансу» шесть компаний. Это «Спецтрансгарант», подконтрольный бизнесмену Зияду Манасиру, «Евротранс» (входит в ISR Holding бывшего вице-президента «ЛУКойла» Искандера Халилова), «Спецэнерготранс» (структура Rail Garant, который принадлежит Сергею Гущину, Сергею Смыслову и Николаю Фалину), «Нефтетранссервис» братьев Аминовых, «ОТЭКО-Портсервис» («дочка» ОТЭКО, подконтрольной Мишелю Литваку) и Brunswick Rail. В настоящее время рассматриваются заявки «ЮКОС-Транссервиса» (структура «Роснефти») и АФК «Система», принадлежащей Владимиру Евтушенкову.
«Если «Роснефть» будет допущена к торгам, то она станет самым сильным претендентом, — говорит аналитик «Метрополя» Андрей Рожков. — Но покупка «СГ-Транс» государственной «Роснефтью» не будет соответствовать принципу приватизации». Если же «Роснефть» не примет участие в торгах, наибольшие шансы, по оценке Рожкова, у компании Зияда Манасира.
Безбородов считает, что приватизация может состояться. «Государство пыталось продать «СГ-Транс» несколько раз, — напоминает эксперт. — Я не исключаю, что отстраненный от торгов «Газпром» может приложить лоббистские усилия для срыва сделки, чтобы в дальнейшем получить контроль над «СГ-Трансом» другим способом».