Инвестиционное решение по «Штокману» снова отложено. Акционеры «Штокмана» — «Газпром» (51%), французская Total (25%) и норвежская Statoil (24%) — в четверг должны были одобрить проект разработки газоконденсатного месторождения на арктическом шельфе. Решение отложено на три месяца, сообщили источники «Интерфакса».
В ближайшее время руководители компаний-акционеров проведут консультации с российским правительством.
Штокмановское газоконденсатное месторождение расположено на шельфе Баренцева моря, примерно в 600 километрах к северо-востоку от Мурманска. Глубина в этом районе достигает 340 метров. Разведанные запасы составляют около 3,8 трлн кубометров природного газа и около 37 млн тонн газового конденсата — по запасам это одно из крупнейших месторождений в мире. Проектная добыча на «Штокмане» должна составить 71 млрд кубометров в год, максимальная может составить до 95 млрд кубометров (для сравнения: Германия, самый крупный контрагент «Газпрома», закупает ежегодно 33–35 млрд кубометров российского газа).
Предполагается, что штокмановский газ будет сжижаться и пойдет на рынок в виде СПГ (сжиженный природный газ).
Изначально планировалось, что первый газ со «Штокмана» пойдет уже в 2013 году. Впоследствии годом начала разработки был утвержден 2016-й, но в июне 2011 года оператор проекта компания Shtokman Development обратилась с заявкой о продлении сроков ввода месторождения до 2017–2018 годов. По проекту еще не принято инвестиционное решение, а лицензионные сроки «поджимают», поясняли тогда в «Газпроме».
Глава Роснедр Анатолий Ледовских заявлял, что предложение об отсрочке будет поддержано, но в ноябре прошлого года правительство поставило «Газпрому» жесткое условие: «Штокман» должен быть введен в строй не позднее 2016 года. Этот срок был утвержден правительственной комиссией по топливно-энергетическому комплексу, которую возглавляет вице-премьер Игорь Сечин.
Основной причиной переноса инвестрешения, по мнению аналитика ИФД «Капиталъ» Виталия Крюкова, могло стать ожидание налоговых льгот для Штокмановского проекта. «Сейчас эта тема в правительстве подвисла, но к июню будет сформировано новое правительство, и может появиться определенность по этому вопросу», — поясняет эксперт.
Основным вопросом по «Штокману» были экспортные пошлины на газ и налог на добычу полезных ископаемых. Российские власти в ноябре прошлого года внесли изменения в Налоговый кодекс, и НДПИ на газ поднялся с 237 рублей за одну тысячу кубометров до 509 рублей. Налог продолжит расти: в 2013 году ставка составит 582 рубля, в 2014-м – 622 рубля.
По оценкам «Газпрома», всего за три года компании придется заплатить дополнительно 440 млрд рублей. Других производителей газа повышение НДПИ не касается.
Акционеры «Штокмана» просили отменить или понизить налог на добычу газа с этого проекта, а также отменить экспортные пошлины.
Но законопроект о льготах для компаний, работающих на шельфе, задерживается.
В четверг министр энергетики Сергей Шматко заявил, что к 1 апреля, как декларировалось, правительство не успевает принять решение по налоговым стимулам для работы на шельфе. «Но, совершенно однозначно, будем рассматривать возможность предоставления соответствующих налоговых льгот для работы по этим проектам», — сказал министр.
По его словам, необходимо сформулировать общие принципы для работы на континентальном шельфе.
«Такие принципы могут быть зафиксированы в виде ранжирования в зависимости от сложности проектов. Одно дело — добыча в Карском море, в Баренцевом море или в Каспийском море, например. И второе – это попытаться определить необходимые нормы рентабельности проектов».
Андрей Полищук из ФГ БКС напоминает, что «Газпром» озвучивал себестоимость добычи газа на «Штокмане» — $50 за 1 тысячу кубометров. «На суше добыть аналогичный объем стоит около $20, то есть только по добыче затраты по «Штокману» более чем вдвое превышают затраты материковых проектов, — говорит аналитик. – Еще нужно строить завод для сжижения газа. Без льгот «Газпром» не станет разрабатывать «Штокман».
Еще одна проблема, из-за которой инвестрешение по «Штокману» могло быть перенесено, — маркетинг газа с этого месторождения. Крюков напомнил, что на американский рынок, как предполагалось изначально, акционеры «Штокмана» давно не ориентируются, а с поставками в Европу могут возникнуть проблемы. «К 2016–2017 годам будет запущено много проектов, часть газа с которых пойдет в Европу как в виде СПГ, так и через газопроводы, например израильские и кипрские месторождения в Средиземном море, месторождения на восточном побережье Африки, прямые трубопроводные поставки газа из Азербайджана, месторождений Черного моря, а в самое ближайшее время будет запущен СПГ-завод в Анголе. Америка может начать экспорт СПГ на европейский рынок», — перечисляет аналитик.
«Избыток предложения, ценовая конкуренция — все это может вызвать сомнения, а нужен ли будет вообще газ со «Штокмана», — отмечает Крюков.