«Ренова» Виктора Вексельберга продает российскую фармацевтическую компанию Natur Produkt International. Покупателем выступит канадский производитель лекарств Valeant Pharmaceuticals. Сумма сделки составит $180 млн, но если к моменту закрытия сделки Natur Produkt достигнет оговоренных показателей роста выручки, группа Вексельберга получит дополнительные $5 млн. Завершение сделки должно состояться к середине 2012 года после одобрения от регуляторов.
Портфель брендов Natur Produkt International включает в себя 34 линейки препаратов (свыше 150 наименований), продажа которых осуществляется в 11 странах мира и более чем в 20 000 аптек на территории России.
Три основных бренда – «Анти гриппин», «Антин-ангин», «Шалфей» – формируют 54% продаж, сообщала ранее компания. Диинамика продаж носи сезонный характер: основной объем выручки приходится на период с сентября по март.
Natur Produkt International входила в группу компаний «Натур продукт» и формировала 80% денежных потоков групппы. По итогам 2011 года чистая выручка составила $65 млн.
Продажа актива была предусмотрена инвестиционной стратегией, говорят в «Ренове». «Мы обеспечили устойчивое развитие, вывели компанию в лидеры рынка, теперь она должна стать частью стратегической группы, а мы займемся другими сегментами рынка в рамках нашей инвестстратегии», - прокомментировал сделку официальный представитель группы Андрей Шторх.
«Для нас было очень важно передать компанию не случайному покупателю, а стратегическому инвестору, обладающему уникальным международным опытом развития проектов в данной сфере», - добавил член правления «Реновы» Максим Майорец.
Valeant выступает правоприемником американской ICN Pharmaceuticals. Компания выпускает лекарственные средства для применения в неврологии, дерматологии и для лечения инфекционных заболеваний. В России компания известна по таким брендам, как «Солкосерил», «Отинум», «Солкотриховак».
Работу на российском рынке Valeant начинала в 1990-х годах. Тогда компания купила предприятия «ICN Октябрь» (Санкт-Петербург), «ICN Полифарм» (Челябинск), «ICN Лексредства» (Курск), «ICN Марбиофарм» (Йошкар-Ола) и «ICN Томскхимфарм» (Томск). Но в 2002 году совет директоров принял решение о продаже подразделений в России в связи с их «несоответствием планам стратегического развития компании». Покупателем активов стала компания Millhouse Capital Романа Абрамовича.
В штаб-квартире Valeant не прокомментировали сделку, сославшись на отсутствие уполномоченных сотрудников. Но ранее канадская группа выкупила портфель брендов австрийской Gerot Lannach (в частности, популярная в России торговая марка «Тромбо асс»).
«Объем продаж в России к концу 2012 года с учетом двух сделок достигнет $175 млн», — прогнозирует Valeant.
Бумаги компании после объявления о сделке с «Реновой» выросли на 47 центов до $43,54 за акцию.
Давид Мелик-Гусейнов, независимый эксперт фармацевтического рынка, называет cумму сделки на уровне $180 млн справедливой. «Портфель Natur Produkt раскручен и не требует вложений. С его покупкой Valeant переходит в локальные производители, что поможет компании закрепиться на рынке», — заметил он, добавив, что ранее оценивал фармацевтический бизнес «Реновы» в $150 млн.
«Ренова» могли бы продать Natur Produkt дороже, — спорит гендиректор DSM Group Сергей Шуляк. — Основную долю продаж компании составляет популярный «Антигриппин».
Снижение цены может быть связано с юридическим спором Natur Product и группы «Протек». В середине 2011 года компания «Валента», входящая в состав «Протек», стала владельцем бренда «Антигриппин Максимум» и оспорила право Natur Produkt на товарный знак «Антигриппин».