Украинский парламент во вторник принял в первом чтении законопроект о реформировании «Нафтогаза Украины». Документ, предложенный оппозицией, запрещает аренду газотранспортной системы Украины.
Ранее правительство Украины предлагало реорганизовать компанию в соответствии с нормами европейского законодательства: разделить компанию на транспортное и добывающее предприятия, как того требуют положения Третьего энергетического пакета Евросоюза, и законодательно разрешить аренду ГТС.
Этот проект парламент пытался принять с начала года, но оппозиция неоднократно блокировала трибуну и президиум Верховной рады, требуя снять документ с рассмотрения. Оппозиционные фракции считают, что передача ГТС, как ключевого актива Украины, в бессрочную аренду фактически означает ее приватизацию, то есть ничем не отличается от продажи.
Представитель оппозиционной фракции «Наша Украина — Народная самооборона» Юрий Кармазин предложил другой проект, согласно которому «Нафтогаз» будет разделен, но его аренда и приватизация запрещаются. В прошлую пятницу замминистра энергетики и угольной промышленности Украины Владимир Макуха заявил, что украинское правительство готово поддержать оппозиционный проект.
Принятие законопроекта Верховной радой фактически хоронит идею о консорциуме по управлению украинской ГТС, о котором говорят уже несколько лет. Рассматривались варианты трехстороннего партнерства — с участием российского «Газпрома» и европейских компаний — и двустороннего — уже без европейцев. Москва настаивала на втором варианте. В этом случае Украина могла бы получить скидку на российский газ, чего добивается вот уже почти два года. Но Украину такой вариант не устроил, а Европа так и не проявила интереса к украинской ГТС.
Теперь Украина готовится к модернизации своей газотранспортной системы. Зампред правления «Нафтогаза» Вадим Чупрун сообщил, что уже началась процедура отбора оценщика. Он может быть определен уже 26 марта при проведении тендера. В конкурсе будут участвовать три компании — «Томас & Симонова», Baker Tilly Ukraine и Ernst & Young. Ранее украинская сторона оценивала стоимость модернизации ГТС в $5—7 млрд.