Рынок смартфонов и мобильных телефонов в 2011 году не смог подняться до уровня докризисного 2008 года, хотя количество проданных трубок растет, следует из аналитического отчета «Евросети».
Количество проданных мобильников и смартфонов в 2011 году выросло на 9,9% по сравнению с докризисным 2008 годом — с 36,12 млн до 39,7 млн (в 2010-м 34 млн), но выручка от продаж (174,1 млрд рублей) остается ниже показателя 2008 года (187,7 млрд рублей) на 7,3%.
Рост объемов продаж в компании связывают со снижением средней цены на мобильные телефоны: в 2008 году она составляла 5198 рублей, в 2011 году — 4387 рублей.
Средняя цена на сотовые телефоны в 2011 году по сравнению с прошлым годом снизилась на 18,9%, смартфоны подешевели на 10,9%, мобильные компьютеры — на 11,6%. Прирост цен показал только сектор цифровых фотоаппаратов, средняя стоимость которых выросла на 7,9%.
В 2011 году было продано около 7,5 млн смартфонов. По данным «Связного», больше всего в средней стоимости потеряли смартфоны Samsung, которые подешевели на 31%. Цена Sony Ericsson уменьшилась на 21%, HTC — на 16%, Nokia — на 15% и Apple — на 7%.
За последний год вырос спрос на дешевые модели смартфонов, следует и из данных «Связного». В 2010 году 30% продаж приходилось на смартфоны стоимостью от 10 тысяч до 15 тысяч рублей, а в 2011 году треть продаж обеспечили трубки за 5–7 тысяч рублей.
Снижение средней цены на смартфоны и телефоны участники рынка объясняют развитием технологий. «В 2008 году смартфонов дешевле 12 тысяч рублей просто не было. Но теперь выйти в интернет можно даже с телефона за 6 тысяч рублей», — говорит президент компании «Евросеть» Александр Малис.
По его словам, снижение цен не отразилось на выручке, так как в количественном выражении рынок вырос.
Гендиректор «Связного» Денис Людковский говорит, что более 70% выручки от продаж мобильников приходится на смартфоны.
Но, по данным «Евросети», сотовые телефоны занимают 81% рынка портативной электроники, а на смартфоны приходится 19%.
Рост средней цены вряд ли возможен на данном этапе, считают аналитики. «Доля смартфонов до сих пор не столь высока, как хотелось бы ритейлерам», — констатирует аналитик «Уралсиба» Константин Чернышев.
Но падение средней цены не критично для рынка, считает ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. «Вполне возможно, что рынок вернется к прежнему уровню выручки через несколько лет, но средняя цена все равно будет падать», — говорит он.