— Связываете ли вы время, в которое были выдвинуты обвинения Microsoft, с вашей командировкой в Америку. Жалоба компании была подана именно в тот момент, когда вы были в США, с целью вашего ареста?
— Сложно сказать. Думаю, если бы меня действительно хотели арестовать, то это сделали бы сразу, ещё в Нью-Йорке. На данный момент у меня нет никакой информации о заведенных на меня уголовных делах в каких-либо странах.
— Чувствовали, что находитесь в разработке у ФБР: слежку, взломы электронной почты?
— Нет, ничего такого я не чувствовал. Я вообще очень сильно сомневаюсь, что находился в разработке у ФБР или кого-то ещё. Как я понял из прессы, расследование проводила компания Microsoft, в сентябре по просьбе компании ей разрешили провести «расследование» этого дела.
— Выходили ли на вас сотрудники российских спецслужб – ФСБ, СВР?
— Нет.
— Какой была цель вашей командировки в Америку?
— Я ездил на стажировку в Америку от компании Teknavo, в которую на тот момент только устроился. В сложившейся ситуации мы приняли решение подписать соглашение о расторжении трудового договора. В данный момент я безработный.
— Легко ли вам дали визу в США?
— Да. Никаких проблем не было.
— Какие доказательства вы готовы предъявить, чтобы доказать невиновность?
— Я думаю, что именно обвиняющая сторона должна доказывать чью-то виновность. На данный момент мне до сих пор не сообщили, на каких основаниях меня подозревают. Всё, что я знаю из прессы (которая, увы, не всегда следует фактам), это то, что в Microsoft считают, что я создал и управляю одним из крупнейших ботнетов — «дьявольской спам-машиной» — и загружал обновления для этого ботнета со своего публичного сайта sabelnikov.net, официально зарегистрированного на меня.
— На ваш взгляд, почему участились случаи обвинений жителей Петербурга в создании и поддержке ботнетов со стороны американских компаний? (Ранее Facebook заявила, что вирус Koobface создавали программисты из Петербурга, — «Газета.Ru».)
— Наверное, москвичей они боятся обвинять. Я не знаю, почему.
— Знаете ли вы Антона Коротченко, известного в сети как KrotReal, Станислава Авдейко — leDed, Святослава Полищука — PsViat и PsycoMan, Романа Котурбача — PoMuc и Александра Колтышева – Floppy, которых Facebook обвинил в причастности к Koobface gang, которая запустила одноименный ботнет? Знакомы с программистом Кириллом Здоровениным? (Его отец Владимир Здоровенин обвиняется прокуратурой США в кибермошенничестве — «Газета.Ru».)
— Никого из этих людей я не знаю, и более того, я уверен, что они обо мне тоже никогда в жизни не слышали до того, как Microsoft сделали меня известным в своем блоге.
— Во время вашего пребывания в Америке были ли у вас конфликты с местными правоохранительными органами? Общались ли там с вами представители ФБР или какие-либо другие ведомства?
— Нет, ни с какими органами я не общался. За исключением полицейского, у которого я спросил дорогу как-то раз.
— Какую сумму с вас требует Microsoft?
— Я не в курсе. Возможно, в Microsoft думают, что я подпольный миллионер, но у меня нет никаких бизнесов, я всегда был официально трудоустроен и получал официальную зарплату, и я хочу подчеркнуть, что все мои расходы абсолютно однозначно соответствуют моим легальным доходам.
— Собираетесь ли вы подавать встречный иск к Microsoft о клевете, моральном вреде? Во сколько вы оцениваете ущерб для себя и своего работодателя от претензий Microsoft?
— В данный момент я рассматриваю эту возможность.
— Знаете ли вы Доминика Александра Пьятти (Microsoft подозревает его в причастности к Kelihos)?
— Никогда не слышал об этом человеке ранее, и я также хочу подчеркнуть, что никогда не покупал никаких доменных имен, кроме официально оформленных на меня двух доменов в хостинговой компании Ru-Center.
— Чем вы объясняете усиление давления американских властей и интернет-компаний на программистов из России? В течение двух недель была обнародована информация как минимум о двух российских группировках, которые привлекаются к ответственности в Америке из-за хакерства и кражи кредитных данных.
— Я не в курсе, насколько обоснованны эти заявления. Но то, что с киберпреступностью надо бороться во всех странах, включая Россию, — это безусловный факт.
— Как вы оцениваете новые американские законопроекты PIPA и SOPA: представляют ли они угрозу для программистов из других стран и интернет-сообществ?
— Я не знаком с этими законами.
— Как обезопасить себя в интернете от спама, кражи личных данных и т. п.?
— Я хочу подчеркнуть, что, несмотря на то, что я работал в IT-компаниях, связанных с безопасностью, я не являюсь антивирусным аналитиком или экспертом в области вредоносного ПО. Это могут подтвердить мои коллеги, с которыми я работал в этих компаниях. Я специализируюсь на внутреннем дизайне компонент, архитектуре программных комплексов. Поэтому я не считаю себя компетентным давать такие советы. На моем ноутбуке установлена лицензионная Windows 7 x64, но, к сожалению, даже на ней у меня несколько раз случались вирусы.