Премьер-министр Владимир Путин поручил вице-премьеру Игорю Сечину подготовить для внесения в Госдуму предложения о привлечении к уголовной ответственности топ-менеджеров госкомпаний за предоставление недостоверных сведений о доходах и связях с контрагентами. В качестве примера премьер предложил западные практики, применяемые в США, Финляндии, Франции и Великобритании, где такая ответственность для должностных лиц предусмотрена.
«Нужно ориентироваться на лучшие мировые практики, как, например, такую, по которой только за непредоставление сведений или за передачу искаженных сведений наступает уголовная ответственность», — заявил Путин в понедельник на встрече с Сечиным.
«Это создает обстановку, при которой не возникает желания и заниматься незаконной деятельностью или как-то обходить предложенные государством элементы контроля», — заметил он в день официального подтверждения информации о задержании зампреда госкорпорации ВЭБ Анатолия Балло.
На встрече с премьером Сечин доложил, что в ходе проверок госкомпаний и компаний с госучастием, которые проводились по линии отдельных министерств, ФНС и Росфинмониторинга по поручению главы правительства, было выявлено более 200 случаев «сокрытия или искажения должностными лицами информации о своем участии в коммерческих структурах».
Сечин добавил, что на данный момент уже удалось установить около 9,8 тысячи компаний-контрагентов, которые работают с госкомпаниями.
При этом, по словам Сечина, помимо электроэнергетических компаний проверялись также компании нефтегазового сектора, транспорта, связи и банковской сферы.
Проверки начались после разгромного совещания Путина по электроэнергетике в декабре прошлого года. Из более 350 руководителей энергокомпаний 162 оказались аффилированными с 385 коммерческими организациями, огласил тогда результаты проверки премьер.
В конце 2011 года Путин подписал перечень поручений, обязав госкомпании предоставлять в профильные министерства, Росфинмониторинг и налоговую службу справки о доходах, имуществе и имущественных обязательствах топ-менеджеров и членов советов директоров. А десятого числа каждого месяца представлять в правительство доклад со сведениями о наличии связей между менеджментом и компаниями-контрагентами.
После этого потеряли посты несколько менеджеров среднего звена — глава «Тюменьэнерго» Евгений Крючков, гендиректор «МЭС Урала» Геннадий Никитин и глава НП гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний, гендиректор холдинга «Энергострим» Юрий Желябовский. Пришлось уйти со своих позиций главе НП «Совет рынка» (регулятор оптового рынка электроэнергии) Дмитрию Пономареву, заместителю гендиректора «Холдинга МРСК» Алексею Санникову и первому заместителю главы ФСК Александру Боброву.
Росфинмониторинг не смог предоставить оперативный комментарий по фактам проверки, в ведомстве готовят ответ на запрос «Газеты.Ru» с прошлой недели. В ФНС от комментариев отказались.
Во всех крупных госэнергокомпаниях заявили, что поручение премьера выполнено в полном объеме и нареканий со стороны межведомственной группы они не получали.
В «Русгидро» заявили, что писем от рабочей группы «нет ни по кому». В МРСК сказали, что о претензиях им ничего не известно. ФСК также отрапортовала о выполнении поручений в срок. В МРСК о претензиях ведомства неизвестно. «РАО ЭС Востока по каждому из запросов предоставило информацию в полном объеме и в требуемые сроки, зачастую даже раньше», — сказали «Газете. Ru» в компании. Никаких нареканий со стороны министерства не было, уточняют в холдинге.
В «Системном операторе» рассказали , что несколько раз предоставляли дополнительную информацию по требованию министерства. «Претензии касались формата и глубины предоставляемых сведений до руководителей уровня, у нас не было опыта предоставления такой информации, поэтому мы несколько раз на каждом этапе досылали недостающие сведения», — пояснил «Газете.Ru» представитель компании. По его словам, сейчас все претензии сняты.
Представитель «Интер РАО» был недоступен для комментариев.
Работники компаний с госучастием по действующим законам не приравниваются к чиновникам, которым напрямую запрещено участие в коммерческих организациях. Требование о раскрытии информации не было правительственным распоряжением или указом президента, оно было поручением премьер-министра, и законодательно работники госкомпаний вообще не обязаны предоставлять такую информацию, говорит старший юрист Goltsblat BLP Антон Панченков.
Для того чтобы сотрудников госструктур можно было привлечь к уголовной ответственности, необходимо изменить действующее законодательство; самый логичный вариант — приравнять их по статусу к чиновникам, с соответствующей ответственностью, предлагает Панченков.
Но, даже в случае принятия антикоррупционных законопроектов, со временем активность в этом направлении может оказаться «размыта», новые законы никакого влияния не окажут, опасается заведующий сектором экономического департамента Института энергетики и финансов Сергей Агибалов.