Уголовное дело, по которому 1 марта был задержан зампред госкорпорации ВЭБ Анатолий Балло, связано с выводом денег под прикрытием кредитной схемы, сообщило в понедельник Главное следственное управление ГУ МВД России по Москве, которое ведет расследование.
В рамках данного дела также проходят гендиректор «Нижноватомэнергосбыта» Александр Лагутин и топ-менеджер «Росгеологии» Станислав Светлицкий.
Тверской суд Москвы освободил Балло под залог в 5 млн рублей и отказал в заключении под стражу Светлицкого и Лагутина.
По данным «Газеты.Ru», подозреваемые связаны с ОАО «Евразийский» — инвестфондом, который создали энергетики Светлицкий и его партнер Сергей Яшечкин.
Ранее Светлицкий занимал посты заместителя министра энергетики и заместителя руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. А Яшечкин в рамках президентской кампании сотрудничал со штабом кандидата в президенты Михаила Прохорова в качестве эксперта по ЖКХ.
«У нас все на рабочих местах», — сказали «Газете.Ru» утром в понедельник в «Евразийском».
Основанием для возбуждения дела стала часть 4 статьи 159 Уголовного кодекса. Это мошенничество, совершенное организованной группой или в особо крупном размере. Максимально жесткая санкция по статье — лишение свободы на срок до 10 лет со штрафом до 1 млн рублей или в размере дохода за 3 года.
Госкорпорация ВЭБ владеет 19,99% ОАО «Евразийский», деятельность которого заключается в организации финансирования инвестиционных проектов в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Балло входит в совет директоров ОАО. «Нижноватомэнергосбыт» принадлежит «Евразийскому».
Аудитором «Евразийского» выступает группа ЭКФИ. Там в понедельник сказали, что не владеют информацией о следственных действиях в отношении «Евразийского».
Представитель фонда заявила, что в отношении «Евразийского» следственных мероприятий не проводилось и не проводится: «Никто из менеджеров в качестве подозреваемых по данному делу не проходил, включая Евгения Козьмина (гендиректор. — «Газета.Ru») и Светлицкого».
Но в суде указали, что фигуранты, в том числе Светлицкий, подозреваются в сговоре, направленном на хищение денег «Евразийского». Следствие утверждает, что в апреле 2008 года был заключен договор купли-продажи долей в уставном капитале ООО «Югводоканал». Фактическим владельцем ООО стал аффилированный с владельцами «Евразийского» офшор. По версии следствия, изменения состава участников ООО «Югводоканал» после сделки зарегистрированы не были.
Тогда же «Евразийский» подал заявку в ВЭБ на кредит в $75 млн для покупки долей в уставном капитале ООО «Югводоканал», не предоставив сведения о приобретении этих долей, других документов, фактически скрыв факт владения указанной организацией акционером ОАО «Евразийский», считают в правоохранительных органах.
По их данным, в сентябре 2008 года договор о приобретении долей ООО «Югводоканал», несмотря на фактическое исполнение, был расторгнут и заключен новый договор с другой компанией о приобретении этих же долей.
Для реализации данной сделки Балло одобрил кредитный договор на сумму $75 млн, из которых $61 млн был возвращен ОАО «Евразийский», а $14 млн остались на счетах офшоров.
Заместитель председателя госкорпорации ВЭБ Анатолий Балло, задержанный 1 марта, курирует крупнейшие государственные инвестпрограммы почти на триллион рублей.
«Главный по инвестиционным программам», — описывал сотрудник госкорпорации сферу компетенции Балло. Стоимость 74 проектов Внешэкономбанка по всем федеральным округам составляет 657,2 млрд рублей, следует из презентации госкорпорации. В стратегии до 2015 года оказано, что совокупный объем поддержки ВЭБом национальной экономики составит около 1,9 трлн рублей — 2,4 % ВВП. А объем кредитования инвестиционных проектов к 2016 году достигнет 822 млрд рублей. ВЭБ участвует в крупнейших инфраструктурных и социальных программах — подготовке к саммиту АТЭС, олимпийском строительстве, развитии курортов Северного Кавказа и т. д.
50-летний Балло стал зампредом ВЭБа в 2007 году.
Задержание Балло произошло на фоне предвыборных заявлений премьер-министра и кандидата на пост президента Владимира Путина об активизации борьбы с коррупцией.
В конце 2011 года — после разгромного совещания, посвященного коррупции в энергокомпаниях, — премьер подписал перечень поручений № ВП-П13-9308, обязав госкомпании и, в частности, ВЭБ предоставлять в Росфинмониторинг и налоговую службу справки о доходах, имуществе и имущественных обязательствах топ-менеджеров и членов советов директоров. А также 10-го числа каждого месяца представлять в правительство доклад со сведениями о наличии связей между менеджментом и компаниями-контрагентами.
На посту заместителя министра энергетики Светлицкий руководил оперативным штабом по восстановлению Саяно-Шушенской ГЭС. В 2009 году его прочили на место нынешнего главы министерства Сергея Шматко, напоминает сотрудник одной из крупнейших российских энергокомпаний.
Он возглавлял советы директоров «Иркутскэнерго», «Мосэнергосбыта», РАО «ЕЭС Востока». Один из менеджеров энергокомпаний, работавший со Светлицким, называет его «человеком прямым, спокойным и адекватным». В одной из энергокомпаний, в которой Светлицкий возглавлял совет директоров, его называют «дотошным» и «строгим», но «особых нареканий к его работе не возникало».
Ранее проверку ВЭБа провела Счетная палата (ее результаты аудитор СП Михаил Бесхмельницын не комментирует). Источник в госорганах не исключает расширения списка подозреваемых в рамках уголовного дела.
«Не думаю, что это предупреждение главе ВЭБа Владимиру Дмитриеву. Он очень взвешенный и точный человек. Кроме того, не надо забывать, что Владимир Путин — председатель набсовета ВЭБа», — сомневается источник «Газеты.Ru», работающий в аналитическом центре, консультирующем правительство и администрацию президента.
«Со стороны не выглядит как предупреждение, просто параллельно развиваются какие-то антикоррупционные действия, которые вылились в публичную сферу», — согласился источник в консалтинговой компании, среди клиентов которой правительственные организации.