1 марта завершается прием заявок на участие в тендере на покупку московского аэропорта Домодедово. Консультантом по продаже аэропорта выступает инвестбанк Goldman Sachs.
Информация о том, что владельцы Домодедова выставили актив на продажу, появилась в декабре 2011 года. Тогда Goldman Sachs собирал необязывающие заявки от потенциальных покупателей. К 7 февраля инвесторы должны были представить обязывающие заявки, но срок по инициативе владельцев Домодедова был перенесен на 1 марта, говорят источники на финансовом рынке.
«Обязательная заявка в рамках этого тендера предусматривает все необходимые одобрения, структуру финансирования сделки и уже согласованный договор, по которому происходит купля-продажа, — пояснил «Газете.Ru» источник, близкий к переговорам. — То есть остается поставить подписи, и все — сделка есть».
Круг потенциальных покупателей широк: активом интересовались многие, в том числе компании, не имевшие до сих пор отношения к аэропортовому бизнесу.
По неофициальной информации, среди претендентов фигурировали структуры предпринимателя Сулеймана Керимова, «Базовый элемент» Олега Дерипаски, «Новапорт» Романа Троценко. Но до представления обязательной заявки они не дошли. «Нет, не участвуем, не заинтересованы», — заявил «Газете.Ru» управляющий директор «Нафта-Москва» Антон Аверин. «Не участвуем», — говорит и гендиректор «Новапорта» Михаил Смирнов. «Не участвуем», — подтвердили в «Базэле».
Ранее вхождением в капитал Домодедова интересовались структуры экс-советника президента Игоря Юсуфова и предпринимателя Геннадия Тимченко, говорили источники, близкие к аэропорту. Но переговоры не увенчались успехом. В конце 2011 года Юсуфов сообщил, что тема закрыта. Представитель Тимченко в среду заявил «Газете.Ru», что бизнесмен не заинтересован в покупке Домодедова.
Основными претендентами на аэропорт, участвующими в переговорах, остаются четыре структуры: группа «Сумма» Зиявудина Магомедова, инвестподразделение «Альфа-групп» А1, «Ренова» Виктора Вексельберга и совладелец аэропорта Внуково Виталий Ванцев с партнерами. По данным участников рынка, партнером Ванцева в данной сделке может выступить бизнесмен Алишер Усманов.
В «Сумме» от комментариев отказались. В А1 не подтверждают, но и не опровергают участие в переговорах по Домодедову, воздерживаясь от подробностей. В «Ренове» от комментариев отказались, ссылаясь на соглашение о конфиденциальности. Представитель аэропорта Внуково напомнил, что Ванцев заявлял о готовности купить Домодедово вместе с партнерами, «если цена будет приемлема»; его позиция не изменилась.
Усманов участие в покупке аэропорта опровергает. «Не покупаем», — заявил его представитель.
Цена, заявленная владельцами Домодедова, и условия совершения сделки остаются самыми спорными вопросами в переговорах, признает источник, близкий к процессу.
По его данным, владельцы Домодедова рассчитывают получить за аэропорт $4,5—5 млрд. Оценка Ванцева — $3 млрд. «Реальная оценка — $3—3,5 млрд», — говорит источник «Газеты.Ru», близкий к переговорам со стороны другого потенциального покупателя.
Источник, близкий к переговорам, утверждает, что наибольший интерес к сделке проявляют А1 и Ванцев.
Часть инвесторов не устроила форма заявки — с полным финансированием и готовым договором. «Владельцы Домодедово, по сути, хотят получить обязательный офер (предложение на продажу без торга. — «Газета.Ru»). И дата очень хорошо выбрана — за три дня до президентских выборов, — говорит один из источников. — Закрадываются подозрения, что никто не собирается продавать Домодедово. И если это так, то это очень странный шаг со стороны акционеров».
Процедура с закрепленной ценой тормозит сделку, говорит и другой источник. Он рассматривает тендер как попытку протестировать рынок и не исключает переноса сделки на более поздний срок. «Сейчас аэропорт находится на подъеме, но точку рассвета уже прошел», — признает он, замечая, что продать аэропорт «в ближайшей перспективе» соответствует интересам владельцев.
Аналитик «ТКБ-Капитал» Игорь Краевский констатирует, что менеджменту Домодедова удалось сделать лучший аэропорт Московского авиаузла. «Но дальнейшее развитие возможно только при господдержке, а власти поддерживают других», — говорит он.
О подготовке к продаже актива свидетельствует и изменение в структуре собственности. Офшор DME Airport Limited (зарегистрирован на острове Мэн), владевший аэропортом, приостановил работу. Активы были переведены на Кипр, в компанию Verulia. Перерегистрация с Мэна на Кипр упрощает корпоративную структуру компании, что, по мнению юристов, подразумевает в том числе ее «очищение» перед продажей.
Аналитик инвесткомпании «Тройка Диалог» Михаил Ганелин считает, что пока переговоры по продаже Домодедово выглядят «искусственными». «Актив хороший, но попытка Домодедово выйти на IPO показала, что инвесторы не готовы давать за него ту цену, на которую рассчитывают владельцы», — говорит он.
В Goldman Sachs не комментируют ход переговоров. В пресс-службе Домодедова от комментариев также отказались.
Источник «Газеты.Ru», близкий к менеджменту Домодедова, утверждает, что владельцы не торопятся с продажей и строят планы по развитию аэропорта.
В декабре 2011 года Главгосэкспертиза России одобрила реконструкцию второй взлетно-посадочной полосы (первая и вторая очередь строительства). Проект предусматривает создание ВПП параллельно оси существующей ВПП-2, срок эксплуатации которой истекает в 2015 году. «Проект готов, в ближайшей перспективе начнется его реализация», — подтвердили в среду в пресс-службе Минтранса.