Компании-акционеры газопроводного проекта Nabucco рассматривают возможность уменьшения мощности трубы в два раза (по первоначальному плану она должна составить 31 млрд кубометров в год). Также может быть сокращена длина газопровода (основной проект предполагает прокладку более 3,9 тыс. км трубы). Об этом сообщает The Wall Street Journal.
«Мы сейчас рассматриваем несколько сценариев, предполагающих разную мощность и длину трубопровода, — подтвердил «Газете.Ru» пресс-секретарь Nabucco Gas Pipeline International GmbH Кристиан Долезал. — Но предпочтительным все же остается наш базовый сценарий. Никаких окончательных решений пока не принято». С чем связано возможное сокращение мощности, Долезал не уточнил.
Газопровод Nabucco призван снизить зависимость европейского рынка от российского газа и предназначен для поставки в страны Европы газа из Прикаспийского региона, а в перспективе, возможно, Ирана и Ирака.
В проекте Nabucco с равными долями по 16,67% участвуют австрийская OMV Gas & Power GmbH, венгерская MOL, болгарская Bulgargaz, румынская Transgaz, турецкий Botas и германский RWE Supply & Trading GmbH. Инвестиции оцениваются примерно в 7,9 млрд евро, но прошлым летом появилась неофициальная информация, согласно которой оценка затрат выросла почти вдвое – до 12–15 млрд евро. Эксперты объясняли это ростом цен на металл и трубы.
Сроки ввода газопровода в строй уже неоднократно переносились, последний раз Nabucco Gas Pipeline заявляла об их смещении с 2015 года на 2017 год. В основном это связано с тем, что акционеры до сих пор не нашли поставщика газа в трубу – с Ираном Европа не может договориться из-за политической напряженности, а Туркмения, которая заявляла, что обеспечит поставки, пока тянет время. Кроме того, переговорный процесс осложняется из-за отсутствия договора о разделе Каспия (именно с месторождений каспийского шельфа должны поступать основные объемы газа).
Пока акционерам Nabucco удалось договориться лишь с Азербайджаном, но азербайджанского газа (10 млрд кубометров в год) для заполнения трубы не хватит, он обеспечит лишь треть запланированной мощности.
«В дальнейшем Азербайджан планирует увеличить поставки в Nabucco, однако это вопрос перспективы, а трубу нужно строить уже сейчас, — говорит заведующий сектором экономического департамента Института энергетики и финансов Сергей Агибалов. – Скорее всего, именно недостаток ресурсной базы для проекта послужил причиной того, что акционеры Nabucco задумались о возможности снижения мощности».
Впрочем, Долезал заявил «Газете.Ru», что Каспийский регион — один из самых богатых и в то же время самых неизученных в ресурсном плане, и у игроков в регионе есть серьезная мотивация для экспорта этих ресурсов на турецкий и европейский рынки. «Nabucco остается надежным решением проблемы энергобезопасности как для Европы, так и для Турции», — говорит представитель Nabucco Gas Pipeline.
Сокращение мощности в два раза не означает, что инвестиции также снизятся вдвое. «Уменьшатся расходы на трубы и металл, а также частично на компрессорные станции, — говорит Агибалов. – Однако объем многих операционных работ останется практически на изначальном уровне». По оценке эксперта, затраты на проект могут уменьшиться приблизительно на треть.
Проблемы Nabucco усиливают позиции его основного конкурента — российского проекта «Южный поток».
«Если мощность Nabucco снизится вдвое, это станет тактической победой «Газпрома», конкурентные позиции европейской трубы ослабнут», — говорит Агибалов. После февральских аномальных холодов, когда несколько стран Европы столкнулись с нехваткой газа, «Газпром» особо подчеркивал значение «Южного потока» для обеспечения энергобезопасности ЕС.
Андрей Полищук из ФГ БКС считает, что проект Nabucco в итоге может быть свернут. «Еще одной причиной для изменения планов строительства Nabucco стало появление альтернативного проекта, который намерена реализовать британская ВР», — поясняет аналитик. В сентябре прошлого года британцы заявили о планах по строительству трубы, которая соединит азербайджанское газовое месторождение «Шах-Дениз» со странами Европы, пройдя через Венгрию, Румынию и Болгарию. В отличие от Nabucco, протяженность трубы составит лишь 1,3 тыс. км, а инвестиции в проект ВР можно оценить примерно в $3 млрд, говорит Полишук. Правда, мощность у проекта ВР будет невелика – не более 10 млрд кубов в год.
Новые газопроводы в Европе в ближайшее время вообще могут оказаться невостребованными, делает еще более радикальный прогноз аналитик Merril Lynch Карен Костанян: «Медленное восстановление спроса в Европе в связи с последствиями экономического спада повлечет за собой переизбыток мощностей. И хотя Европа, безусловно, нуждается в большем объеме российского газа (240 миллиардов кубических метров к 2020 году), но существующей трубопроводной инфраструктуры, включая уже запущенный «Северный поток», достаточно, чтобы справиться с возросшими объемами».