«Транснефть» может проложить новый нефтепровод, который заменит несостоявшийся проект по строительству ветки Бургас--Александруполис. «Существует идея, которая родилась не слишком давно, — заявил в среду вице-президент «Транснефти» Михаил Барков. — Это идея инициативной группы, находящейся за рубежом, которая предлагает договориться с Турцией и Грецией и сделать трубу в обход Болгарии. Возможно, что мы ее реализуем». По его словам,
нефтепровод может быть проложен по турецкой территории в обход точки соприкосновения болгарской, турецкой и греческой территорий с выходом непосредственно в греческий порт Александруполис.
Бургас--Александруполис — проект трансбалканского нефтепровода протяженностью 280 км. Предполагалось, что мощность трубы составит 35 млн тонн нефти в год, но не исключается возможность дальнейшего расширения — до 50 млн тонн в год. Стоимость проекта оценивается в $1—1,5 млрд. Нефтепровод находится в собственности компании Trans-Balkan Pipeline, в которой 51% принадлежит консорциуму российских компаний («Транснефть», «Роснефть» и «Газпром нефть», по 17% у каждой компании), по 24,5% владели Болгария и Греция.
Проект осуществляется с 2007 года. За все это время Болгария так и не приняла участия в его финансировании. «Транснефть» в связи с этим пообещала заморозить проект до того момента, пока болгары не расплатятся. В начале декабря Болгария заявила, что выходит из проекта. После этого министр энергетики Сергей Шматко сообщил, что Россия будет требовать от болгар оплаты задолженности. Но болгарский премьер-министр Бойко Борисов заявил, что Болгария не намерена платить. «Я уважаю господина Шматко, я желаю ему счастливого Рождества и Нового года, — сказал Борисов. — Но мы не дадим ни единого лева за проект Бургас--Александруполис».
Тем не менее 8 февраля стало известно, что Болгария выплатила 4,7 млн евро задолженности по проекту. Барков в среду заявил, что проблема долга «не полностью исчерпана».
По его словам, наличествует также ущерб, причиненный «Транснефти», плюс имиджевые потери, понесенные компанией. «Транснефть» намерена предъявить болгарской стороне свои претензии. «Однако эта возможность трудно реализуема», — заметил Барков.
В «Транснефти» «Газете.Ru» сказали, что сумму ущерба и имиджевых потерь компания пока не оценивала. Михаил Барков заявил, что проект Бургас--Александруполис будет заморожен, но при этом в Амстердаме формально сохранится офис Trans-Balkan Pipeline. Заседание наблюдательного совета по проекту состоится 13 марта.
В «Транснефти» утверждают, что не видят политических рисков, связанных с прокладкой новой трубы через Турцию. Однако у экспертов другое мнение. «Проблема проходимости Босфора и Дарданелл во многом искусственно создана Турцией, контролирующей эти проливы, для того чтобы иметь рычаг давления — в первую очередь на Россию,
— говорит глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. – Таким образом, проблема проливов является не экономической, а политической. И решать ее путем строительства нефтепроводов, проходящих через территорию Турции, нельзя».
Симонов напомнил, что задержки танкеров в проливах турки мотивируют экологическими рисками. «Но когда для разгрузки проливов был предложен проект нефтепровода параллельно Босфору и Дарданеллам (это было еще до принятия решения по строительству Бургас--Александруполиса), Турция также начала указывать на возможные проблемы с экологией, — рассказывает эксперт. – То есть, если Турция захочет, она будет предъявлять экологические претензии и к наземному нефтепроводу».
По мнению эксперта, Россия переоценивает Турцию как партнера: стратегически энергетические интересы Турции противоречат российским.
«Это хорошо видно на примере поставок газа, — указывает эксперт. – Турция делает все, чтобы стать воротами в Европу для газа из Азербайджана и (в более дальней перспективе) из Ирана. А этот газ — прямой конкурент российского».
Виталий Крюков из ИФД «Капиталъ» отмечает, что могут возникнуть чисто экономические проблемы в переговорах с Турцией, но особых альтернатив «турецкому» маршруту в любом случае нет. «Следует ожидать долгих и сложных переговоров по поводу тарифов на прокачку нефти и самой структуры финансирования строительства нефтепровода, но трубопровод строить в любом случае надо: поставки через проливы будут с каждым годом увеличиваться, а Босфор и Дарданеллы и без того переполнены», — говорит эксперт.