Минтранс обновил требования к авиакомпаниям по количеству самолетов. Изменения в правила сертификации, предложенные ведомством, предполагают, что у перевозчика на регулярных линиях должно быть не менее восьми самолетов, на чартерных — не менее трех.
«Заявитель (эксплуатант) для выполнения регулярных международных и межрегиональных воздушных перевозок пассажиров… располагает воздушными судами в количестве… не менее: трех, с количеством пассажирских мест до 55; восьми, с количеством пассажирских мест 55 и более», — говорится в проекте Минтранса. Для нерегулярных перевозок компания должна иметь в парке «не менее трех однотипных воздушных судов».
О пересмотре правил допуска к авиаперевозкам российские власти заговорили после банкротства летом 2011 года компании «Континент». После катастрофы Як-42 под Ярославлем президент Дмитрий Медведев потребовал радикально сократить количество действующих в России перевозчиков. Малые авиакомпании должны быть вытеснены с рынка, поддержал идею вице-премьер Сергей Иванов, называющий такие компании «живопырками».
Предполагалось, что с 1 января 2012 года авиакомпании на магистральных линиях должны иметь не менее 10 однотипных (по вместимости и возможности осуществления дальних перевозок) воздушных судов, а с 1 января 2013 года — не менее 20 однотипных судов. Но Министерство экономического развития дало отрицательное заключение на проект изменений.
МЭР, например, констатировало, что с 2000 года по сентябрь 2011 года число компаний, осуществляющих коммерческие воздушные перевозки, сократилось с 296 до 146, но число авиапроисшествий от этого не зависело, а в 2010 году превысило среднее значение за 10 лет, говорит главный редактор «Авиатранспортного обозрения» Алексей Синицкий. Негативные эффекты распространятся не только на авиакомпании, но и на владельцев инфраструктуры: предложенное ужесточение сертификации может привести к уходу с рынка авиакомпаний, обеспечивающих доступность небольших городов, и, как следствие, закрытию в них аэропортов.
В итоге министр транспорта Игорь Левитин на президиуме правительства в октябре 2011 года сообщил, что нормы допуска авиакомпаний на рынок будут изменены, но не так радикально, как предполагалось ранее: новое требование — не менее 10 судов с наличием 55 и более мест в каждом самолете. Позднее идея трансформировалась в 8 воздушных судов. «В таком виде требованию удовлетворяют почти все из 35 авиакомпаний, на долю которых приходится более 90% российских авиаперевозок», — говорит Синицкий.
«Изменения разработаны с учетом обсуждения в авиационном сообществе», — подтвердили в Минтрансе.