Роспатент после серии судов зарегистрировал товарный знак «Володя и медведи». На признании торговой марки ранее настаивали структуры обанкротившегося алкогольного холдинга «Винэксим» — под брендом выпускали водку, продажи сопровождались масштабной рекламной кампанией. Но добиться регистрации в арбитражном суде Москвы удалось ООО «Роялти». Участники рынка связывают эту фирму с «Винэксимом», в холдинге эту информацию неоднократно опровергали. Оперативно получить комментарий в «Винэксиме» и «Роялти» в понедельник не удалось.
Первой заявку на регистрацию бренда в 2007 году подавала компания Kaufman Production, консультант «Винэксима». Автором торговой марки «Володя и медведи» стал Станислав Кауфман, бывший вице-президент по маркетингу алкогольного холдинга. Он же разрабатывал маркетинговые концепции водок «Путинка», Rublevka, «Война и миръ», «Ленин в разливе» и «Гражданская оборона» из портфеля брендов «Винэксима». Но алкогольный холдинг подал заявление о банкротстве, не добившись признания прав на «Володю и медведей».
Роспатент в последний раз отказал в регистрации «Володи и медведей» 18 октября 2010 года.
А 10 февраля 2012 года коллегия палаты по патентным спорам разрешила зарегистрировать товарный знак, сообщается в материалах ведомства: коллегия приняла во внимание определения арбитражного суда Москвы и Девятого арбитражного апелляционного суда, которые признали незаконным решение Роспатента об отказе в регистрации.
Отказ в регистрации патентное ведомство ранее мотивировало тем, что бренд «наносит ущерб имиджу и интересам государства, а также противоречит общественным интересам» и может вызвать ассоциации с первыми лицами государства. «С 2000 по 2008 год президентом Российской Федерации был Владимир Владимирович Путин, который в настоящее время является действующим премьер-министром и председателем политической партии «Единая Россия», а с 2008 года президентом Российской Федерации является Медведев Дмитрий Анатольевич, существует возможность восприятия данного обозначения российским потребителем как обыгрывания имени и фамилии первых лиц государства», — говорится в судебных документах.
Компания «Роялти», в свою очередь, доказывала, что «обыгрывание одного из популярных в России имен и персонажей многих известных русских сказок не может противоречить интересам государства и наносить ущерб его имиджу». По словам юристов истцов, использование имени Володя в составе товарного знака не содержит никаких указаний на какое-либо конкретное физическое лицо и является общим.
Судебные разбирательства владельцев бренда были маркетинговым ходом, уверен директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА). «Когда Роспатент отказался регистрировать водку «Володя и медведи», стало очевидно, что это просто рекламная кампания, а сами владельцы ничего не потратили на рекламу, — говорит он. — Водка «Володя и медведи» стала известна в России, но это не значит, что она стала популярна, хотя благодаря скандалу узнало большее количество людей».
По его оценке, «Володя и медведи» — «скорее политический проект».
В рамках банкротства «Винэксима» бренды компании будут продаваться, считает Дробиз. Но «Володя и медведи» ориентирован не столько на прибыль, сколько на политический юмор, уверен гендиректор маркетингового агентства Quantas Сергей Старков. «На рынке много таких примеров, начиная от «Путинки» и заканчивая «Чуровкой», — замечает он, напоминая, что недавно на рынке появилась водка «Чуровка», которую приобрести можно только в интернете. «Судя по этикетке, ее крепость составляет 146%», — говорит маркетолог. С такими брендами нельзя рассчитывать на крупные продажи, уверен Старков.