Итальянские потребители уже в четверг могут остаться без газа. «Из России через Украину мы сейчас получаем на 25—30% газа меньше. Это происходит, когда потребление газа в Италии достигло исторического максимума с рекордом в 440 миллионов кубометров, сожженных всего за один день», — заявил в понедельник глава ведущей нефтегазовой группы Италии Eni Паоло Скарони.
Критической ситуацию с поставками газа на Апеннины назвал и министр экономического развития Италии Коррадо Пассера. Сейчас Италия страдает от необычных для этой южной страны холодов. Температура в Риме и Флоренции по ночам опускается ниже нуля. В Венеции замерзли каналы, что ставит под сомнение начало традиционного карнавала.
Пока недопоставки газа со стороны «Газпрома» Eni компенсирует увеличением закупок у других стран. «Мы отреагировали на эту чрезвычайную ситуацию, увеличив поставки из Алжира, а также попросив Тунис, через территорию которого проходит этот газопровод, сократить свое потребление газа. Мы также увеличили импорт из Северной Европы через территорию Швейцарии. Так что до среды проблем не будет.
Но с четверга мы ожидаем новую волну холода, и мы не знаем, как поведет себя «Газпром»,
— цитирует Скарони туринская газета La Stampa. Если объем поставок не восстановится, первыми кандидатами на прекращение поставок от Eni станут потребители, у которых есть другие газовые контракты, предупредил Скарони. От более подробных комментариев в Eni отказались.
Италия жалуется на сокращение поставок из России со среды прошлой недели. Также о нехватке газа заявили Австрия, Болгария, Германия, Греция, Венгрия, Польша, Румыния и Словакия. В понедельник пресс-секретарь Еврокомиссии Марлене Хольцнер заявила, что Россия восстановила нормальный уровень поставок газа в шесть из этих девяти стран, но в Румынию, Германию и Италию газ по-прежнему поступает не в полном объеме.
«Газпром» отрицает уменьшение поставок в Европу. В субботу зампред правления холдинга Андрей Круглов на встрече с премьером Владимиром Путиным сообщил, что сокращение на прошлой неделе не превышало 10%, а теперь полностью восстановлено.
Глава «Газпром экспорта» Александр Медведев в понедельник в интервью телеканалу Russia Today заявил, что сокращение поставок газа «Газпромом» «невозможно в принципе». «Существует условие о том, что объем непоставки не может превышать 10% от запрошенного объема газа», — пояснил он.
Проблема, по словам Медведева, в том, что Европа просит больше газа — на 50% больше ожидаемого уровня.
Еще в последнюю неделю декабря произошел резкий скачок спроса, сразу на 25%, рассказал глава «Газпром экспорта». В первую неделю февраля из-за морозов произошел еще один, на этот раз 20-процентный взлет, уже сверх этого объема, и «Газпром» был не в состоянии удовлетворить все запросы. Медведев отметил, что сейчас «Газпром» в первую очередь концентрируется на обеспечение российских потребителей.
«Последняя неделя оказалась для нас самой трудной: температура упала до –20, что на 15 градусов ниже статистической нормы и в Европе, и в России, а некоторых областях и того ниже», — напомнил он, добавив, что нужно готовиться к еще более суровым зимам.
«Газпром» готов удовлетворить как внутренний, так и европейский спрос, заявил Медведев: «Мы можем поставлять в Европу столько газа, сколько будет необходимо, но в настоящее время мы сталкиваемся с регулирующими мерами, которые ставят эти возможности под вопрос».
Речь идет, в частности, о Третьем энергетическом пакете Евросоюза, положения которого запрещают одной и той же компании осуществлять поставки и владеть газотранспортными активами. Это относится и к проекту газопровода «Южный поток»: Россия просила вывести проект из-под действия этих норм, но Еврокомиссия пока на это не соглашается.
Если бы Третий энергопакет уже действовал в полной мере, то около 50% поставок «Газпрома» уже сейчас не дошли бы до клиентов, отметил Медведев: «Мы надеемся, что ситуация заставит Еврокомиссию задуматься».
Но глава East European Gas Analysis Михаил Кочемкин отмечает, что проблемы у европейских потребителей возникли по другой причине.
«У «Газпрома» есть очень большие излишки экспортных мощностей и возможности увеличения добычи газа в Западной Сибири, но нет газопроводов для доставки дополнительных объёмов в Европейскую часть страны,
— объясняет Корчемкин. — Спасти положение могли бы новые подземные хранилища газа, но «Газпром» от программы расширения их мощностей в 2005—2010 годах отказался, и вот результат». Из-за этой стратегической ошибки «Газпром» при своих самых высоких в Европе ценах на газ показал себя ненадежным поставщиком, констатирует эксперт.
К тому же у «Газпрома» снизился суточный уровень добычи: сейчас компания добывает 1,6 млн кубов. В январе 2006 года компания добывала 1,7 млн кубометров в день, отмечает Корчемкин, и «Газпром» вполне успешно справился с ростом спроса, хотя холода были еще сильнее, чем сейчас.