Аналитики Morgan Stanley понизил прогнозную стоимость акций «Яндекса» с $40 до $34 за ценную бумагу, сообщается в отчете аналитиков банка «Российские медиа». Новая оценка предусматривает рост котировок: на последней торговой сессии стоимость акций «Яндекса» на Nasdaq снизилась на 2,02%, до $21,38 за бумагу, капитализация компании составила $6,86 млрд.
Интернет-компания теряет долю поиска, пишут Цезарь Тайрон, Эдвард Хилл-Вуд и Полина Угрюмова, ссылаясь на рейтинг Liveinternet по пользовательской активности. По данным измерений, за прошлый год «Яндекс» потерял 4,8% — его доля снизилась до 59,6%, в то время как доля Google выросла на 4%, до 25,9%, а Mail.ru набрала 1,1% — показатель составил 8,5%.
Аналитики Morgan Stanley связывают потери «Яндекса» «на 100% с дистрибуцией», в частности, с ростом популярности браузера Chrome от Google среди российской аудитории интернета. К декабрю его доля среди браузеров составила 23% и продолжила расти в 2012 году.
В январе Chrome обогнал Firefox и стал самым популярным интернет-браузером в России. В настоящий момент его доля в рунете превысила 25%, сообщил накануне Google со ссылкой на подсчеты аналитиков StatCounter. На третьей строке в рейтинге Opera, а программа Microsoft Internet Explorer заняла четвертое место.
«Доля поиска «Яндекса», которая осуществляется через браузер Chrome, составляет 43%, а доля поиска «Яндекса» в среднем по России составляет 60%, из-за чего общий показатель размывается», — отмечается в отчете банка.
В других браузерах доля «Яндекса» выше: в Internet Explorer его доля составила 65,4%, в Opera — 68,3%, в Firefox — 71,2%. Mail.ru занимает 10,2%, 5,9% и 8,3% соответственно и 10,4% в Сhrome. Доли Google в аналогичных браузерах — 14,7%, 21%,15% и 41,2% в собственной программе.
«Это означает, что пользователи неактивно переходят с «Яндекса» на Google», делают вывод аналитики Morgan Stanley, подчеркивая, что Google за год потерял от 0,7% до 6,4% по всем браузерам. А «Яндекс», напротив, увеличил присутствие в браузерах, в частности в Chrome — на 2,7%.
«Пока «Яндекс» теряет долю рынка, но может перестать терять или даже нарастить показатель, если доля браузера Google Chrome стабилизируется, а рост доли Mail.ru замедлится или сохранится на текущем уровне, — говорится в отчете. — Еще один ключевой вывод заключается в том, что «Яндекс» не уступает свою долю Google».
В Morgan Stanley ждут стабилизации доли поиска «Яндекса» в 2012 году на уровне 60%, добавляя, что пока неясно, как снижение доли кликов отразится на финансовых результатах интернет-компании. «Это маловероятно, поскольку поисковик популярен в крупных городах России, таких как Москва (64,3%) и Санкт-Петербург (58,9%). Тем не менее в регионах показатель «Яндекса» снизился до 57,8%, на 5,1%. Такой результат связан с тем, что услуги «Яндекса» в крупных городах являются более полезными, а также с тем, что на новых пользователей из регионов повлияло активное рекламное продвижение Google, которое началось в 2011 году», — пишут эксперты банка, отмечая «стремление «Яндекса» монетизировать свою долю на рынке».
Открытый код браузера Chrome позволяет создавать на его основе собственные продукты. Разработка «Яндексом» собственной версии браузера Chrome в краткосрочной перспективе может обеспечить российскому поисковику распространение своей версии программы, на которую у «Яндекса» приходится 84% поисковых запросов. Но в Morgan Stanley ожидают, что доля «Яндекса» в браузере Chrome сохранится на уровне около 40%. «Собственная версия Chrome от «Яндекса» может увеличить долю компании на интернет-рынке, хотя этому будут сопутствовать расходы на рекламу и продвижение продукта», — замечают аналитики.
В «Яндексе» отказались комментировать отчет Morgan Stanley.
В середине января банк Goldman Sachs в числе рисков для «Яндекса» также называл ужесточение конкуренции с Google. Тем не менее эксперты банка считали их, а также сокращение доли поискового рынка преувеличенными: «Мы считаем, что инвесторы переоценивают риски, связанные с широким внедрением браузера Google Chrome и смещением доли рынка. В течение последних трех месяцев 2011 года доля рынка «Яндекса» была стабильна, сама же компания предпринимает действия для ее повышения, в том числе на мобильных устройствах».
По итогам 9 месяцев 2011 года выручка «Яндекса» достигла 13,6 млрд рублей, операционная прибыль составила 4,4 млрд рублей, чистая прибыль — 3,7 млрд рублей. В 2012 году эксперты Morgan Stanley ждут от компании 40-процентного роста выручки.
Аналитик «Финама» Леонид Делицын уверен, что снижение прогноза стоимости акций связано не с показателями «Яндекса», а с психологией рынка. «Ряд западных инвестиционных компаний в свое время взвинтил стоимость акций «Яндекса», эксперты приводят более реалистичные оценки», — объясняет он.
Аналитик «Уралсиба» Константин Чернышев добавляет, что снижение доли поиска «Яндекса» пока не критично: «С точки зрения настроения инвесторов это может иметь негативный эффект. Но то, что это долгосрочный тренд, маловероятно». Для компании, по его словам, опасно последовательное снижение показателя в течение нескольких кварталов.
Эксперт отметил высокую конкуренцию на рынке интернет-поиска и меры Google по усилению позиций в рунете, в частности в регионах. «Яндекс» же развивается в сторону удобства поиска для пользователей с мобильных устройств, «за которым будущее», говорит Чернышев.