В 2012 году кассовые сборы российских кинотеатров вырастут на 12,5% — до $1,35 млрд, говорится в прогнозе Movie Research, представленном в рамках подготовки к форуму «Россия-2012».
В прогноз заложен рост цен на билеты на уровне 5,6% — с $7,1 до $7,5 в среднем за билет.
При этом темпы роста сборов опустятся более чем в два раза по сравнению с предыдущими годами.
Кассовые сборы с 2008 по 2009 год выросли на 29%, к 2010 году — на 22%, а с 2010 по 2011 год — на 27%. «Но к росту сборов более чем на 20% мы уже не вернемся, поскольку способствующих этому факторов больше не будет. Теперь они будут обусловлены ростом цен на билеты и посещаемостью», — говорит генеральный директор Movie Research Олег Иванов.
Однако цена билетов, по его оценке, достигла «объективного максимума — европейского уровня при низкой покупательской способности».
Ранее рост цен на билеты был обусловлен наценкой на 3D-фильмы, но их популярность снизилась.
Без учета подорожания билетов темпы роста рынка в натуральном выражении будут низкими, говорит аналитик «Финама» Максим Клягин. «Это связано с относительно высокой насыщенностью рынка и сравнительно низким уровнем доходов населения, препятствующим более динамичному повышению спроса», — пояснил он.
В 2011 году в российских кинотеатрах было показано 308 фильмов. Из них 19% (59) приходилось на российские киноленты. Количество просмотров за год — 170 млн.
По итогам 2011 года кассовые сборы составили $1,2 млрд, $190 млн сборов пришлось на отечественное кино. Производственный бюджет российских фильмов составил $200 млн. Государственная поддержка — $120 млн.
В 2012 году количество посещений российских кинотеатров вырастет на 6% — до 180 млн просмотров, прогнозируют в Movie Research. Сборы с российского кино составят $270 млн, 20% от общего объема.
«Производственные бюджеты не вырастут. Господдержка существенно не изменится. Отрасль останется дотационной», — резюмируют аналитики.
Государственная поддержка останется на прежнем уровне, но ее назначение изменится, отмечает Иванов. «Компании будут получать дотации от государства в рамках временного финансирования с дальнейшим возвратом, — объясняет он. — Получать их будут в рамках культурной составляющей. Бизнес будет зарабатывать на успешных проектах».
Но для инвесторов важна прозрачность индустрии, заметил управляющий директор «Тройки Диалог» Гор Нахапетян, настаивая на введении электронных билетов в кинотеатрах.
Киноиндустрия конкурирует с нелегальным контентом в интернете, это фактор давления на рынок, добавил Клягин.
Это подтверждают в Movie Research: «Скоростной интернет значительно сокращает аудиторию кинотеатров, но пока не создает альтернативы по доходам для продюсеров».