Сотовые операторы МТС, «Вымпелком» (бренд «Билайн») и «Мегафон» подписали соглашение о совместном развитии мобильной коммерции в России. Решение компаний дает возможность абонентам «большой тройки» «пользоваться платежными сервисами друг друга». Сейчас абоненты могут платить за услуги и товары только у собственного оператора.
МТС управляет сервисом мобильной коммерции «Легкий платеж», «Мегафон» — «Мобильные платежи», «Билайн» — «Мобильный платеж» и платежной системы RURU.
Счет мобильного телефона становится кошельком, причем платить из него можно за более чем 5000 товаров, говорит Денис Зырянов из Megalabs (мобильная лаборатория «Мегафона»): «Теперь вне зависимости от того, услугами какого оператора из «большой тройки» пользуется абонент, ему станут доступны к оплате все сервисы мобильной коммерции, предлагаемые сразу тремя операторами».
Если пользователь смартфона является абонентом одного оператора, а интернет или телевидение ему предоставляет другой — новая система облегчит ему оплату всех услуг, объяснила представитель «Вымпелкома» Екатерина Турцева.
Она отметила, что объединение в рамках развития рынка мобильной коммерции позволит снизить стоимость сервисов.
«Партнерам не потребуется тратить ресурсы на поддержку договоров с каждым оператором — достаточно будет подключиться к одному из них, — объясняют в МТС. — Абонент будет самостоятельно выбирать, через какого оператора «покупать» услугу. На его выбор будет влиять тарифная политика оператора, набор сервисов и качество предоставления услуг».
В рамках соглашения каждый из операторов откроет свою базу поставщиков услуг и товаров для оплаты со стороны абонентов других участников «большой тройки», говорится в совместном пресс-релизе компаний.
Участники сделки рассчитывают на увеличение объема мобильных платежей (по всей «большой тройке») к концу 2012 года вдвое — до 40 млрд рублей, отметила Турцева. За 2011 год показатель вырос по трем операторам в пять раз — с 4 млрд рублей до 20 млрд рублей.
Новая система будет полностью внедрена в течение первого квартала 2012 года.
В МТС подчеркнули, что соглашение не нарушит антимонопольное законодательство, «так как не ограничивает права клиентов в выборе услуг и оплаты». По словам Зырянова, соглашение предусматривает «консолидированную позицию по работе с рынком, в том числе с регулирующими и законотворческими органами».
Получить комментарий Федеральной антимонопольной службы в течение дня не удалось.
Аналитик Rye, Man & Gor Securities Ксения Арутюнова заметила, что дополнительные сервисы стали необходимым условием существования операторов связи. «Они создают благоприятные условия для потребления трафика и интернет-данных, это приносит выгоду», — отмечает она.
«Рынок идет по пути создания больших удобств для абонента», — соглашается аналитик «Уралсиба» Константин Чернышев.
По его словам, операторы «сокращают круговорот абонентов»: они не уйдут к операторам, от которых получают другие услуги. Он заметил, что на финансовые результаты компаний соглашение окажет влияние «второго порядка».
Причиной такого соглашения может быть разработка поправки в закон «О национальной платежной системе», напоминает Арутюнова: документ предполагает, что комиссия, которую сейчас абоненты сотовой связи платят при пополнении баланса через платежные терминалы, может быть переложена на сотовых операторов.