Еврокомиссия представила новый проект директивы, согласно которому интернет-пользователи могут требовать от таких корпораций, как Google и Facebook полного удаления их данных. Если требования не будут выполнены, интернет-концерны ожидают штрафы в размере до 2% годового оборота.
Ключевым моментом, который предлагается властями, является «право на забвение», согласно которому персональные данные пользователей могут быть полностью стерты из интернета.
В соответствии с проектом, все веб-компании, в том числе социальные сети, должны информировать своих клиентов о том, какие данные о них хранит компания, каким образом она их собирают, где и как долго они хранятся. Они также должны заручаться предварительным согласием граждан на использование их персональных данных и уведомлять пользователей о каждой утечке.
Проект директивы был представлен комиссаром по юстиции, фундаментальным правам и гражданству Вивиан Рединг на конференции Digital Life Design в Мюнхене 25 января.
«Эти правила ориентированы в большей мере на молодежь, поскольку она не всегда представляет себе последствия добавления фотографий и другой информации в социальные сети или о доступе к различным настройкам конфиденциальности», — цитирует ее «Би-би-си». Проблема заключается в том, что доступные в интернете данные о пользователях могут негативно сказаться на реальной жизни, в частности при приеме на работу.
Новое законодательство будет способствовать укреплению доверия к услугам онлайн-сервисов, поскольку пользователи будут лучше информированы о своих правах и получат больший контроль над управлением своими данными, считает она. Твердые, четкие и единые правовые рамки помогут раскрыть потенциал единого цифрового рынка, а также будут способствовать росту инноваций и созданию новых рабочих мест, убеждала Рединг, замечая, что новые правила позволят бизнесу экономить 2,3–3 млрд евро ежегодно, а также обеспечат рост экономики ЕС.
Если новые правила будут одобрены членами Евросоюза и Европарламентом, они вступят в силу в конце 2013 года. Компании будут заключать договор с единым национальным органом по защите данных в той стране Евросоюза, где находится их главное представительство. В случае нарушения законодательства им грозит штраф в размере до 1 млн евро или 2% годового оборота.
На фоне заявления Евросоюза, Google сообщила в среду, что изменит политику конфиденциальности компании. «Регулирующие органы по всему миру уже давно призывали интернет-компании сократить и упростить политику конфиденциальности. Практика создания единых правил использования различных продуктов уже широко распространена в Сети. Обновленная политика конфиденциальности Google вступает в силу 1-го марта», — объяснила директор по защите данных компании Альма Виттен.
«Вопрос в том, во что это выльется в будущем. Она пытается создать режим, который должен будет иметь способность удержать свои позиции, — цитирует The Wall Street Journal представителя компании Microsoft Рональда Цинка. – Целью же нового законодательства является уменьшение нагрузки при повышении защиты частной жизни. Я с оптимизмом смотрю на возможность его реализации».