— Сохраняются ли планы «ВКонтакте» по выходу на биржу в 2012 году? Когда, какой пакет, во сколько оцениваете? Ведутся ли переговоры с банками-организаторами?
— Мы считаем возможным выход на первичное размещение в 2012 или 2013 году. О деталях говорить пока не могу.
— Ведутся ли переговоры с Mail.ru по продаже им доли «ВКонтакте»? Не велись ли переговоры с Google, «Яндексом» или какими-нибудь еще интернет-компаниями?
— Нет. Сейчас не ведутся, но мы можем продать небольшую долю — около 3% перед первичным размещением, чтобы повысить капитализацию компании на IPO.
— Во «ВКонтакте» существует большое количество групп, которые критикуются. В пример можно привести группы о поддержании стройности и маленького веса. Так, одна из руководительниц такой группы умерла от анорексии, что вызвало обширную полемику. Не жалко вам таких людей? Рассматривается ли вопрос регулирования групп в связи с подобными событиями?
— У нас существует специальная форма жалобы на подобный контент — порно, спам или призывы к насилию.
Отслеживать все это самим невозможно. Пока мы удаляем одни группы, появляются новые. Представьте себе: каждую минуту появляется полмиллиарда сообщений, 100 миллионов записей на стенах, загружаются миллиарды фотографий.
А премодерация, то есть модерация до размещения, способна убить любой коммуникационный ресурс.
— Социальная сеть «ВКонтакте» входит в перечень крупнейших мировых распространителей пиратской продукции, составленный в администрации президента США. Планируется ли увеличить интенсивность мероприятий по борьбе с пиратством и контрафактной продукцией на страницах «ВКонтакте»?
— Во-первых, чтобы назвать продукцию пиратской, надо доказать, что она является таковой, в суде.
У нас налажены отношения с правообладателями — мы удаляем пиратскую продукцию по их требованию. Более того, российские правообладатели могут сами удалять пиратский контент, как, например, ТНТ.
Они также могут использовать специальных посредников, которые отслеживают контент.
— Снижается ли аудитория «ВКонтакте» в России из-за Facebook? Какова сейчас аудитория российской соцсети»?
— Нет, Facebook нам не конкурент, наш главный конкурент — «Одноклассники».
У нас выросло уникальное число посетителей за последние 6 месяцев — на 35%. Если считать число активных посетителей в течение месяца — это 70 миллионов, 33 миллиона в день уникальных пользователей, 150 тысяч регистраций в день.
У нас постоянно менялся возраст аудитории. Очень важно привлечь новых пользователей, а сейчас это консервативные люди 50—60 лет.
— Почему вы приняли решение пожертвовать $1 млн «Википедии»?
— Информация, например, в Тwitter быстро устаревает. Информация в «Википедии» остается важной и только приобретает в актуальности с течением времени. Кроме того, это бесплатный «альтруистический» продукт, за которым будущее.
Я принял решение о пожертвовании, однако существует специальная процедура согласования данного пожертвования советом директоров «Википедии». Они должны убедиться, что это все не реклама и так далее.
— Какова ситуация в сети с защитой персональных данных?
— Мы соответствуем всем законам о защите персональных данных. Социальные сети в России конкурируют. И, если у нас будут происходить утечки, пользователи перестанут нам доверять.
— На чем зарабатывает «ВКонтакте»?
50% — контекстная реклама, 50% — это различные игры, подарочные сервисы.
— Как вы относитесь к заявлениям правоохранительных органов России о том, что Центральное разведывательное управление США использует социальные сети как инструмент влияния на Россию? В целом как вы относитесь к протестным настроениям в соцсетях?
— Ничего не знаю по этому поводу. Технически, конечно, все возможно. Мы стараемся быть нейтральными - не поддерживать ни власти, ни оппозицию.
Что касается лично меня, я аполитичен.
— Вы общаетесь с правоохранительными органами, вас вызывают в полицию?
— Я общаюсь с чиновниками более высокого ранга.
— С Сурковым? (Владислав Сурков — вице-премьер по инновациям, ранее занимал пост заместителя главы администрации президента. — «Газета.Ru».)
— Да, в частности.
— Обсуждается ли властями создание законов против интернет-пиратства в России? Что это будут за законы? Силовые ведомства разрабатывают поправки в Уголовный кодекс, согласно которым ответственность за контент, распространяемый в социальных сетях, будут нести владельцы соцсетей. Известно ли вам, на каком этапе находится их создание?
— Такая работа ведется, мы планируем усилить наш GR.