В четверг, 26 января, в Брюсселе пройдут переговоры России с Еврокомиссией, в рамках которых российская делегация «акцентирует внимание на неприемлемости одностороннего введения квот на выброс парниковых газов», сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе Минтранса. В состав делегации входит замминистра транспорта Валерий Окулов.
Евросоюз включил авиаперевозки в национальную систему торговли квотами на выброс парниковых газов (ETS) с 1 января 2012 года. В ближайшие 5—6 лет, пока идет настройка системы, между компаниями, летающими в Европу, 85% квот распределяются бесплатно, остальные 15% квот необходимо покупать на европейской бирже квот. Расчет идет от показателей объема выбросов углекислого газа авиацией в европейском небе в 2010 году. В перспективе объем бесплатных квот будет сокращаться. Таким способом Евросоюз стимулирует авиаперевозчиков к сокращению выбросов парниковых газов.
Россия выступает против введения этой системы. Одна из основных причин — увеличение расходов авиакомпаний, осуществляющих регулярные перевозки в Европу. «Аэрофлот», в частности, должен купить недостающую разницу между выделенной бесплатной квотой и объемом выбросов за этот год до 1 апреля 2013 года. «Стоимость квот определяется на свободных торгах на сырьевых биржах», — пояснили в авиакомпании. По прогнозам перевозчика, расходы «Аэрофлота» на квоты за этот год могут составить 40 млн евро.
«Суммарно до 2025 года на квоты «Аэрофлот» должен будет затратить 800 млн евро», — сообщили в «Аэрофлоте».
«Мы предлагаем как минимум отложить введение квот до выработки глобального решения на уровне Международной организации гражданской авиации (ИКАО), — заявили «Газете.Ru» в Минтрансе. — Совместно с авиавластями стран, не входящих в ЕС, готовим резолюцию ИКАО, касающуюся разработки глобального механизма сокращения эмиссии парниковых газов».
В Еврокомиссии «Газете.Ru» заявили, что не намерены идти на уступки.
«Закон (директива-2008/101/EC, приравнявшая авиацию к промышленным предприятиям в сфере выбросов парниковых газов. — «Газета.Ru») вступил в силу в 2009 году и начал действовать в полном объеме 1 января 2012 года, — пояснили в Еврокомиссии. — И он полностью соответствует нормам международного права, что подтвердил Европейский суд 21 декабря 2011 года».
Директива согласуется и с политикой ИКАО. «Несколько лет назад ИКАО подтвердила, что продажа экологических квот — наиболее эффективный механизм экономического решения проблемы выбросов парниковых газов в авиации. В 2004 года ИКАО признала, что государствам стоит начать включать международные авиаперевозки в национальные системы торговли квотами на выбросы СО2», — напомнил представитель ЕС.
«Если авиакомпания загрязняет воздух в пределах потолка, ей не придется платить, — пояснил еврочиновник. — Цель не в зарабатывании деньги, цель в сокращении выбросов парниковых газов».
Единственный путь, который видит ЕС в сложившейся ситуации, это создание аналогичной системы торговли квотами на СО2 в России, заявили в Еврокомиссии.
Директива ЕС прописывает, что, если страна вводит эквивалентные меры по сокращению выбросов парниковых газов, все рейсы из этой страны освобождаются от квот Евросоюза.
«Европа просто сделала первый шаг», — говорит главный редактор «Авиатранспортного обозрения» Алексей Синицкий, добавляя, что решение о вводе аналогичной системы выходит за рамки полномочий Минтранса.
Создание национальных бирж торговли квотами на выбросы СО2 предусмотрено Киотским протоколом, который подписала Россия. Но в России такой биржи до сих пор нет. «Против одностороннего введения системы продажи квот для авиакомпаний выступают и США, и Китай, — говорит Синицкий. — Но им нужно выиграть время, так как они активно заняты созданием таких национальных систем. У нас ничего нет даже в планах».
Сейчас Минтранс разрабатывает законопроект, предусматривающий запрет для российских авиакомпаний приобретать квоты на эмиссию парниковых газов. По мнению экспертов, такая инициатива может помешать перевозчикам.
«Как можно запретить гражданину оплачивать визовые сборы для поездки в другую страну?» — недоумевает глава компании Airport Investments Сергей Детенышев. «У авиакомпании есть закон собственный и есть закон европейский, — рассуждает Синицкий. — Либо компания нарушает закон своей страны и подвергается санкциям внутри страны, либо нарушает европейский закон и получает запрет на полеты в Европу».
Противостояние по квотам на СО2 носит прежде всего политический характер, считают собеседники «Газеты.Ru». В ближайшие пять лет это не проблема ни для авиакомпаний, ни для пассажиров.
Сейчас одна квота (1 тонна эмиссии СО2) стоит 7 евро. «По предварительным расчетам, при такой цене на квоту билет Москва — Париж — Москва дорожает на 1 евро», — говорит Детенышев. Цена на квоты будет расти с увеличением спроса, поэтому многие европейские авиакомпании уже сейчас скупают их на бирже.
Но стоимость квот определяется не только рынком, поясняет Детенышев. «Это и устанавливаемая государством цена, при которой авиакомпании становится выгодно внедрять энергосберегающие технологии, — добавляет он. — Если в перспективе цена квоты вырастет до 300 евро, то при 100-процентной оплате эмиссионных квот авиакомпании, внедряющие экологические разработки, станут заметно дешевле для пассажиров, чем российские перевозчики».
«Аэрофлот» принимает участие в переговорах с ЕС, отстаивая свои позиции, сообщили в компании. В то же время, добавил представитель авиаперевозчика, реализует свою программу по сокращению вредных выбросов в атмосферу.