Главгосэкспертиза России одобрила строительство второй взлетно-посадочной полосы в аэропорту Домодедово. Проект предусматривает создание ВПП на расстоянии 1837,5 метра параллельно оси существующей ВПП-2, срок эксплуатации которой истекает в 2015 году.
В мае прошлого года Минтранс признал целесообразным строительство новой взлетно-посадочной полосы взамен подлежащей выводу из эксплуатации с последующей реконструкцией.
Ведомство рассматривало два варианта реализации проекта. Согласно первому, смещение от ВПП-2 происходит на 287—400 метров. Этот вариант не требовал пересмотра генплана аэропорта, дополнительного землеотвода, вырубки леса, проведения мероприятий при установлении санитарно-защитной зоны и предусматривал минимальные эксплуатационные расходы на руление воздушных судов. Срок реализации проекта — 52 месяца.
Но этот вариант ограничивал мощность аэропортовой инфраструктуры на период строительства. На разных этапах строительства пропускная способность Домодедово в таком случае снижалась бы на 15—55%.
Второй проект предполагает смещение ВПП на 1837,5 метра. Его можно реализовать за 43 месяца, но с большим объемом дополнительных работ — землеотводом, вырубкой леса, переносом двух веток газопровода, одной ветки нефтепровода, одной ветки топливопродуктопровода и трансформаторной подстанции ТП-425 «Яковлево». Администрация аэропорта считала этот вариант предпочтительным, заявляя о готовности заключить между управляющей аэропортом Домодедово компанией и Росавиацией соглашение, по которому затраты на подготовку территории возьмет на себя аэропорт.
В сентябре 2011 года управляющая компания оценила полную стоимость второго проекта в 30 млрд рублей, отправив в Главгосэкспертизу именно его. В предварительных расчетах сумма инвестиций в строительство по первому варианту колебалась от 19,6 млрд рублей до 27 млрд рублей.
Длина новой ВПП составит 3800 м, ширина — 60 м. Полоса позволит Домодедово принимать все типы воздушных судов, включая лайнеры А380. «Пропускная способность летной зоны новой ВПП составит не менее 45 взлетно-посадочных операций в час», — сообщили в пресс-службе «Домодедово».
«Бюджетное финансирование разбито на несколько лет: планируется, что полоса будет введена в эксплуатацию в конце 2016 года. В бюджете этого года необходимые средства уже заложены», — пояснил «Газете.Ru» представитель аэропорта.
В Минфине «Газете.Ru» не смогли оперативно сообщить утвержденные объемы финансирования строительства. В Росавиации не прокомментировали перспективы проекта.
Положительное заключение Главгосэкспертизы ожидалось, говорит главный редактор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.
Утверждение проекта строительства ВПП произошло на фоне переговоров о продаже Домодедово. Информация о готовности собственников аэропорта появилась в декабре прошлого года и фактически совпала с решением Главгосэкспертизы (решение по проекту принято в конце прошлого года, но об этом пресс-служба Домодедово сообщила только сейчас).
Владельцами аэропорта источники в отрасли называют председателя совета директоров управляющей компании «Ист Лайн» Дмитрия Каменщика и главу наблюдательного совета Валерия Когана, но официально бенефициары Домодедово государству неизвестны.
Консультантом по продаже аэропорта выступает инвестбанк Goldman Sachs. Среди претендентов группа «Ренова» Виктора Вексельберга (Вексельберг уже подтвердил, что рассматривает такую возможность, добавив, что «Ренова» может привлечь к сделке партнеров), «Базовый элемент» Олега Дерипаски, инвестиционное подразделение «Альфа-групп» А1, «Сумма» Зиявудина Магомедова и совладелец аэропорта Внуково Виталий Ванцев с партнерами.
Собственники Домодедово рассчитывают получить за аэропорт $4,5—5 млрд, утверждают источники. Но потенциальные покупатели считают эту цену завышенной. Оценка Ванцева — около $3 млрд. Остальные претенденты не сообщали детали предложений.
Нельзя исключать, что возможное согласие на продажу аэропорта — это условие выделения средств государством на строительство новой полосы, считает аналитик «ТКБ-Капитала» Игорь Краевский. «Если эти события не связаны, то выделение бюджетных средств под строительство полосы может привести к увеличению стоимости аэропорта», — говорит он.
«В целевой программе развития транспорта было прописано строительство новой полосы в Домодедово, — напоминает Пантелеев. — Решение о строительстве связано не только с взаимоотношениями между владельцами Домодедово и государством, но и с тем, что реализовать потенциал роста пассажиропотока в Московском авиаузле, не построив полосу в Домодедово, будет сложно».
Сейчас Минтранс разрабатывает новую концепцию развития Московского авиационного узла, пропускную способность которого планируется увеличить с 80 млн до 120 млн человек. Одним из условий этого считается объединение двух аэропортов — Шереметьево и Внуково. Оно произойдет к 2013 году. До этого времени планируется завершить реконструкцию некоторых объектов инфраструктуры, влияющих на стоимость активов объединенных аэропортов.
Министр транспорта Игорь Левитин ранее не исключил, что целесообразно создание единой управляющей компании сразу для трех аэропортов Московского авиационного узла, включая Домодедово. Но с Домодедово пока никто переговоров не вел, сказал он.
Такая схема обсуждается, подтверждает высокопоставленный чиновник московского правительства.