Новогодние и рождественские туры на популярные пляжные направления почти полностью распроданы, утверждает Ассоциация туроператоров России. Самым большим спросом пользуется Таиланд, новогодние туры в эту страну закончились еще 3 недели назад. Сказалось наводнение и последовавший за ним демпинг.
Еще один лидер роста турпотока — ОАЭ. Рост популярности обоих этих направлений вызван нестабильной ситуацией в Египте. По оценкам туроператоров,
поток в Египет в 2011 году снизился примерно на 40% по сравнению с 2010 годом. Но он по-прежнему занимает первое место в рейтинге новогоднего отдыха.
Турция снижала цены на 15—20%, и благодаря этому поддерживался стабильно высокий поток туристов. Задолго до Нового года разошлись туры на пляжный отдых в Гоа (Индия) и Вьетнаме.
Рост турпотока в Болгарию пришелся на летние месяцы, а зимние продажи упали по сравнению с прошлым годом на 15—20%. Болгария перестала быть бюджетным отдыхом, и россияне предпочли другие направления.
Кроме того, по рынку прошел слух, что в Болгарии в декабре мало снега и даже веб-камеры, установленные на склонах и показывающие местность в режиме реального времени, не переубедили россиян.
Наиболее жесткая конкуренция за клиентов развернулась на греческом направлении. Стоимость туров в эту страну летом падала до 170—200 евро. Дешевле стоимости авиабилета.
Круглый год хорошо продается Испания. «По статистке испанской стороны, российские туристы в этом летнем сезоне на побережье Costa Dorada и Costa Del Sol заняли первое место по количеству приезжих», — говорит исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе. Но испанская Мальорка продавалась на уровне или ниже себестоимости.
Итальянское направление в течение года показывало небольшой рост, а спрос на новогодние заезды существенно увеличился по сравнению с 2010 годом.
Росстат обнародовал статистику по выездному туризму только за 9 месяцев. В топ-12 стран за январь — сентябрь 2011 года попали следующие направления: Турция — 2,5 млн туристов (рост 14% к соответствующему периоду 2010 года), Китай — 1 млн туристов (+9%), Таиланд — 515 тысяч (+95%), Тунис — 128 тысяч (+18%), ОАЭ — 245 тысяч (+32%)
Египет ушел в минус: страну посетили 906 тысяч туристов из России — на 39,5% меньше, чем в прошлом году.
Спрос на Европу растет: Финляндия привлекла 681 тысячу российских туристов (+32%), Греция — 568 тысяч (+58%), Италия — 465 тысяч (29%) Испания — 564 тысячи (+58%), Болгария — 323 тысячи (+28), Чехия — 268 тысяч (+35%).
Согласно Росстату, в топ-22 наиболее популярных стран за 9 месяцев выехало 11,3 млн российских туристов.
По словам Ломидзе, статистика за 9 месяцев и опросы туроператоров — членов АТОР дают основания предполагать, что турпоток по итогам 2011 года может вырасти до 20%. Но рентабельность турбизнеса в 2011 году, скорее всего, снизится до 2—3%. В последние пять лет она составляла 4—5%.
«Даже в 2009 году, на дне кризиса, россияне тратили больше на зарубежный отдых. Похоже, ждут новой волны кризиса», — поясняет Ломидзе.
В 2011 году в процедуре банкротства оказались 12 региональных туроператоров и 4 федеральных («Скай-тур», «Лужники-трэвел», «Капитал-тур» и «Альфа-вояж»). В АТОР говорят о консолидации рынка туруслуг. «Мы не видим тенденции к стабилизации ситуации в турбизнесе, не исключено, что в 2012 году с рынка уйдут еще полтора десятка операторов», — не исключает Ломидзе. На грани банкротства могут оказаться в первую очередь средние и мелкие игроки, если они не смогут покрыть убытки на одном направлении за счет прибыли на других.
«Банкротства туроператорских компаний имеются, но их число не катастрофично, если учесть повышенную чувствительность турбизнеса к политической нестабильности, к природным и техногенным катастрофам, которых в уходящем году было предостаточно», — возражает глава пресс-службы Ростуризма Олег Мосеев.
По его словам, в следующем году и въездной, и выездной туризм будет лучше защищен от форс-мажорных ситуаций, поскольку запланировано принятие поправок в закон об основах туристической деятельности, процедура выплаты страховых компенсаций будет детализирована.