Французская медиагруппа Lagardère продала российское радийное подразделение — «Европейскую медиа группу». Покупателем выступил пул российских частных инвесторов, сообщила компания. Сумма сделки составила $162 млн. Консультантом Lagardère выступал банк Société Générale.
«Европейская медиа группа» (ЕМГ), была создана в марте 2006 года. Это дочерняя компания Lagardère Active Radio International S.A (LARI) — международного радиовещательного подразделения Lagardère SCA. В ЕМГ входят радиостанции Europa Plus, «Ретро FM», «Радио 7», «Кекс FM» и «Свежее радио». Переговоры о продаже были форсированы изменениями в российском законодательстве, ограничивающими право иностранных инвесторов на владение крупными радийными активами. Поправки к закону о СМИ запрещают иностранным юридическим лицам, и российским юридическим лицам, где иностранное участие в виде доли или вклада в уставном капитале превышает 50%, учреждать радиоканалы и радиопрограммы.
По сообщению Lagardère, в 2010 году выручка российского радиобизнеса составляла 43 млн евро.
Lagardère не назвала покупателей своего подразделения. Но 24 декабря о приобретении у французской компании «Европа плюс франс СА» 25% доли в ООО «Европейская медиа группа» и ЗАО «Медиа плюс» объявила холдинговая компания «Сибирский деловой союз» (СДС).
«В дальнейшем холдинг намерен довести свои доли участия до 100%», — отмечается в сообщении СДС.
Участникам рынка известно, что Lagardère вела переговоры о продаже ЕМГ больше года. По неофициальной информации, на долю радиоподразделения претендовали президент ЕМГ Жорж Полински, структуры предпринимателя Владимира Лисина и «Газпром-медиа». В ходе переговоров обсуждались оценки ЕМГ на уровне $150–200 млн, заявляет один из медиаконсультантов.
Предложение Полински было направлено через созданную специально для участия в тендере компанию «Зефир». Заявку поддерживал госбанк ВТБ, рассказывают участники московского медиарынка.
В состав кемеровской холдинговой компании «Сибирский деловой союз» входят индустриальные предприятия — угледобывающие, машиностроительные, транспортные, коммунальные, строительные, сельскохозяйственные и перерабатывающие, а также страховая компания.
Управление медийными активами осуществляется через ООО «СДС Медиахолдинг», образованное в марте 2006 года. В состав компании входят телеканал «Мой город», региональные ретрансляторы популярных радиостанций, несколько кузбасских газет и интернет-порталов. Совокупная ежедневная аудитория радиостанций компании составляет более 200 тысяч человек, а читательская аудитория печатных СМИ медиахолдинга превышает 50 тысяч человек. Аудитория кабельного ТВ-канала охватывает около 70 000 домохозяйств.
В конце октября СДС приобрела информационно-музыкальную радиостанцию «Радио Спорт», которая вещает в Москве с июня 2006 года. Сообщалось, что сибирские бизнесмены планировали на базе нового актива построить федеральную сеть с вещанием в 30 городах России.
Продажа не связана с проблемами ЕМГ, уверен глава «Коммерсантъ FM» Дмитрий Солопов: «У группы все идет неплохо, если не считать некоторых тактических проблем. Удивительно, что приобрела ее не глобальная компания или западный игрок. В частности, возможность выкупа рассматривал менеджмент ЕМГ».
Солопов называет оценку радийного бизнеса Lagardere в России «несколько завышенной».
«Стандартный мультипликатор для радиостанции, которая зарабатывает деньги, – это три годовые выручки», – отмечает источник «Газеты.Ru» на радийном рынке Москвы.
Неприбыльные проекты, по его словам, могут продаваться по цене частот. «Пустую» частоту консультант оценивает в $8 млн.
Александр Венгранович из «Открытия» напоминает, что это уже вторая сделка СДС на московском рынке. По его словам, с учетом перспектив рынка, продали ЕМГ «по хорошей оценке».
«9 EBITDA по 2011 году — это лучше, чем торгуются публичные компании в этой отрасли», — отмечает он, добавив, что СТС-Медиа торгуется по 6 EBITDA 2011 года. «Премия ЕМГ составляет около 20%», — считает Венгранович.
«ЕМГ – лидер рынка рекламы по радио. Но пока непонятно, как она будет вписываться в стратегию СДС», — отмечает эксперт.
Президент «Идальго-Имидж» Егор Альтман называет в числе причин продажи ЕМГ президентские выборы 4 марта и поправки к закону о СМИ.