В пятницу в Брюсселе состоялось заседание совета директоров российско-британского холдинга ТНК-ВР. Помимо вопросов, связанных с текущей деятельностью и планами компании, акционеры (консорциум AAR (Alfa, Access, Renova) и британская ВР, владеющие по 50% акций ТНК-ВР) обсудили взаимные претензии.
AAR утверждает, что ВР вовремя не уведомила холдинг о готовящейся сделке с «Роснефтью» по совместному освоению арктического шельфа. В результате этого ТНК-ВР не смогла принять участие в этой сделке и понесла убытки, считают российские акционеры компании. AAR настаивает на том, что это является нарушением акционерного соглашения, по которому ВР всю свою деятельность в России и на Украине должна вести исключительно через ТНК-ВР. В итоге сделка по Арктике сорвалась. Позднее «Роснефть» в качестве партнера привлекла американскую ExxonMobil.
В ВР настаивают, что ТНК-ВР в результате несостоявшейся сделки с «Роснефтью» никаких убытков не понесла. «ВР убеждена в силе своей юридической позиции в продолжающихся судебных разбирательствах», — заявил «Газете.Ru» представитель британской компании.
Сама ВР считает, что консорциум AAR еще раньше нарушил акционерное соглашение. Компания Renova должна была предложить британским партнерам по ТНК-ВР свои нефтегазовые активы — «Газэкс», владеющий газораспределительными сетями в России и на Украине, и топливозаправочный комплекс в аэропорту Кольцово, но не сделала этого, говорят в ВР. Представитель AAR от комментариев отказался.
Никаких решений по поводу взаимных претензий акционеров ТНК-ВР в Брюсселе принято не было. Независимые директора российско-британской ТНК-BP Герхард Шредер и Джеймс Ленг на заседании в пятницу заявили о намерении выйти из состава совета директоров, сообщил агентству «Прайм» источник, знакомый с ситуацией. В BP и ААР эту информацию не комментируют.
«Газете.Ru» стало известно, что ВР рассматривает возможность подать «зеркальный» иск к AAR.
«Если ААR будет настаивать на привлечении ТНК-ВР к судебным разбирательствам, то ВР будет добиваться того, чтобы рассмотрение этого вопроса было честным и сбалансированным», — говорит источник, близкий к британской компании. Собеседник «Газеты.Ru» сообщил, что ВР, как акционер холдинга, рассматривала возможность подать иск против ААR и представляющих консорциум директоров, включая Михаила Фридмана. По словам источника, менеджеры AAR также знали о готовящемся альянсе с «Роснефтью», но не уведомили об этом ТНК-ВР.
Эксперты считают, что претензии ВР в данном случае неочевидны. «Даже если представители консорциума AAR знали о готовящейся сделке, они, как лица незаинтересованные (ведь участие AAR в альянсе с «Роснефтью» не предполагалось), не обязаны были уведомлять об этом ТНК-ВР», — говорит партнер юридической фирмы Lidings Андрей Зеленин.
Подача встречного иска может повлечь за собой негативные последствия для всех участников конфликта, полагают отраслевые эксперты. «Пока споры акционеров на операционной деятельности ТНК-ВР серьезно не отражаются, — отмечает аналитик ИФД «Капиалъ» Виталий Крюков. – Но если претензии по поводу неуведомления станут взаимными, разбирательство может затянуться. Очевидно, что никто не выиграет».
Потери, по оценке Крюкова, будут в основном имиджевыми.