Нефтепровод Заполярье — Пурпе будет построен исключительно за счет «Транснефти». Соответствующее решение утвердило правительство в четверг, 24 ноября. Стоимость строительства трубы Заполярье – Пурпе, по разным оценкам, должна составить 112–120 млрд рублей. Первая цифра – оценка Минэнерго, вторая – самой «Транснефти». «Прокладывать нефтепровод придется в очень сложных условиях, — отметил пресс-секретарь компании Игорь Демин. – Кроме того, будет использоваться новая технология строительства: фактически, это будет первый нефтепровод, установленный на сваях».
Труба должна соединить ямальские нефтяные месторождения с сетью магистральных нефтепроводов. Полностью нефтепровод должен пройти по маршруту Заполярье – Пурпе — Самотлор. Участок Пурпе — Самотлор «Транснефть» запустила в эксплуатацию в октябре. Изначально предполагалось, что в строительстве участка Заполярье — Пурпе будут участвовать заинтересованные нефтяные компании. Специально созданная «Транснефтью» компания «Заполярье» в 2012 году должна была провести допэмиссию, после которой у нефтепроводной монополии осталось бы 25% плюс одна акция «дочки», а остальные акции должны были выкупить другие компании.
О своей заинтересованности в проекте заявляли «ЛУКойл», ТНК-ВР и «Газпром нефть». Но схему так и не утвердили.
«Финансирование строительства должно производиться согласно долям, и компании просто не смогли договориться между собой, кто какую долю в «Заполярье» будет выкупать», — рассказал «Газете.Ru» источник в нефтяной отрасли.
Таким образом, вместо 30 млрд рублей «Транснефти» придется вложить в строительство все 120 млрд рублей. Как пояснил «Газете.Ru» Демин, лишь треть из этой суммы составят собственные средства компании, остальное «Транснефть» рассчитывает покрыть за счет привлечения кредитов.
Но в минусе нефтепроводная монополия не останется. «Наши расходы на строительство будут заложены в тарифе на прокачку, — говорит Демин. – Также мы будем использовать аналог западного принципа «качай или плати», благодаря которому нам сразу становится известна экономика трубы: заранее определяются обязательства компаний по объемам прокачки, и, в случае их невыполнения, нефтяникам придется выплачивать компенсацию».
Другие нефтяные компании довольны решением правительства: ведь им не придется финансировать непосредственно строительство трубы.
«Пришлось бы сначала инвестировать и лишь потом качать нефть, — указывают в «ЛУКойле». – Притом что ближайший срок ввода наших месторождений на Ямале в промышленную эксплуатацию – 2016 год (Пякяхинское месторождение)».
По словам представителя «ЛУКойла», компании уже вкладывают крупные средства в освоение ямальских месторождений, поэтому инвестиции в строительство трубы были бы для них менее удобны, чем растянутая по срокам оплата транспортировки нефти.
Аналитики Ruy, Man & Gorsecurities в своем обзоре отмечают, что решение правительства увеличит рентабельность таких проектов, как Новопортновское месторождение «Газпром нефти», Мессояхское «Славнефти», а также месторождений Сузун и Тагул, которые осваивает ТНК-ВР. По словам экспертов, разработка новых месторождений Ямала — один из ключевых факторов для роста добычи этих компаний.