Япония может войти в нефтегазовый проект «Сахалин-3». Об этом сообщает РИА «Новости» со ссылкой на высокопоставленный источник в японском правительстве. По его словам, такой договор может быть заключен в течение ближайшего года, Россия и Япония сейчас работают над этим.
«Сахалин-3» включает в себя несколько блоков на сахалинском шельфе. Венинский блок (169,4 млн тонн нефти и 258,1 млрд куб. м газа) совместно разрабатывают «Роснефть» и китайская Sinopec ( «Роснефти» принадлежит 74,9%). Но основную добычу в рамках «Сахалина-3» ведет «Газпром». Монополия владеет лицензиями на разработку Киринского, Аяшского и Восточно-Одоптинского блока, общими ресурсами в 1,4 млрд кубометров газа. Основная часть ресурсов (около 930 млрд кубов) сконцентрирована на Киринском блоке.
Сейчас «Газпром» осваивает Киринское месторождение в составе одноименного блока (запасы 137 млрд кубов), первый газ с которого должен поступить уже в следующем году. На проектную мощность (около 4,5 млрд кубов в год) компания планирует вывести месторождение к 2014–2015 году.
В «Газпроме» возможность вхождения японцев в «Сахалин-3» комментировать отказались, но в начале лета зампред правления компании Александр Ананенков говорил, что в привлечении зарубежных инвесторов нет необходимости.
Переговоры с иностранными компаниями заняли бы слишком много времени, объяснял он, а Киринский блок нужно осваивать ускоренными темпами: именно он должен стать основной ресурсной базой для газификации российского Дальнего Востока.
С другой стороны, после аварии на «Фукусиме-1» потребление газа в Японии резко возросло. В частности, Россия уже увеличила поставки сжиженного газа (СПГ) с завода на Сахалине, вырос японский импорт СПГ из Индонезии, Малайзии, Австралии и Катара.
«Если японцы войдут в «Сахалин-3», то наиболее приемлемым будет вариант поставок, при котором мощность сахалинского завода СПГ будет увеличена и газ с «Сахалина-3» пойдет в Японию морем в сжиженном виде»,
— считает аналитик UBS Константин Черепанов. «Очевидно, речь идет не о Киринском, а об Аяшском и Восточно-Одоптинском блоках, которые будут осваиваться в будущем», — добавляет аналитик ИФД «Капиталъ» Виталий Крюков. Японцы в общей сложности могут получить от 20% до 49% в каждом из оставшихся двух блоков, предполагает он. Все будет зависеть от количества компаний, которые примут участие в проекте. «Но контрольный пакет в любом случае останется за «Газпромом», — говорит эксперт.
Какие именно японские компании могут получить долю в «Сахалине-3», не уточняется. Скорее всего, это будет кто-то из уже имеющих опыт работы на Сахалине, говорят эксперты: Mitsui, Mitsubishi (работают с «Газпромом» и Royal Dutch Shell в рамках «Сахалина-2») или Sodeco (владеет 30% в проекте «Сахалин-1»).
Общие ресурсы Аяшского и Одоптинского блоков оцениваются примерно в 400 млрд кубометров газа, но это данные не окончательные, там еще должна производиться геологоразведка, финансирование которой, очевидно, и ляжет на зарубежных инвесторов.
«Это обычная практика шельфовых проектов с иностранным участием», – отмечает Крюков.
«Исходя из ресурсов Аяшского и Одоптинского блоков их общая стоимость может составить от $480 млн до $1 млрд, — подсчитал Черепанов. – Таким образом, доля в 49% обойдется японцам в $240–500 млн». Это весьма приблизительные подсчеты: на практике все будет зависеть от точного количества запасов газа и от объема капиталовложений на их разработку.