В понедельник судья Элизабет Глостер начала заседание с выяснения (вместе с адвокатами обеих сторон) организационных вопросов. Похоже, всем очень хочется закончить заседания к Рождеству. Адвокат Абрамовича Джонатан Сампшн сообщил, что Александр Булыгин, бывший гендиректор «Русала», скорее всего, не будет лично давать показания в суде, так как ему предстоит сложная операция. Письменных показаний, данных на предварительном следствии, по мнению Сампшна, вполне достаточно. Заключительное выступление Сампшна планируется 9 декабря, Рабиновича — 16 декабря. Следующий свидетель со стороны Абрамовича — Андре де Корт.
Роман Абрамович выступает ответчиком по иску Бориса Березовского. Истец пытается доказать, что под давлением Абрамовича был вынужден продать в 2000—2003 годах доли в нескольких российских компаниях, в том числе в «Сибнефти», по цене существенно ниже рыночной. Ущерб Березовский оценил в $5,6 млрд. По его мнению, Абрамович воспользовался изменением политической конъюнктуры — потерей влияния Березовского в Кремле и эмиграцией в Лондон, чтобы заставить его продать перспективные активы дешево.
Адвокаты ответчика это опровергают, доказывая, что Березовский никогда не был реальным совладельцем бизнеса и получал выплаты от Абрамовича за стандартную для России 1990-х «крышу» и лоббистские услуги. Задача юристов Березовского — доказать наличие партнерских отношений между ним и Абрамовичем.
Допрос де Корта начинает адвокат Березовского Лоуренс Рабинович. Де Корт подтвердил ему, что является профессиональным юристом, членом Брюссельской юридической ассоциации. В декабре 2002 года перешел работать в московский офис Millhouse (компания Абрамовича), а в 2004 году — в лондонский. Рабинович предполагает, что де Корт мог знать юридические детали сделки по слиянию алюминиевых активов в 2000 году.
Рабинович считает, что выплата $50 млн, которую по поручению Абрамовича осуществлял де Корт в адрес компании Bluewaters, относится к неким выплатам Березовскому и Патаркацишвили. Де Корт утверждает, что о причинах этого платежа ему никто не сообщал и он просто выполнял поручение. Березовский в своем иске пытается доказать, что он и Бадри Патаркацишвили получали выплаты, как совладельцы «Сибнефти» и «Русала».
Рабинович утверждает, что выплата компании Bluewaters (считается, что эта компания принадлежала партнеру Березовского — Бадри Патаркацишвили) связана с выплатами дивидендов от компании «Русский алюминий».
Рабинович: «Неужели вас совершенно не интересовало, кто скрывался за теми лицами — Фомичевым, Кертисом, Килингом (доверенное лицо Березовского Руслан Фомичев, юрист Березовского Стивен Кертис, юрист, специалист по офшорному законодательству Group MENATEP Limited (владела 61% акций ЮКОСа) Николас Килинг — свидетели со стороны Абрамовича), которым вы делали платеж в $50 млн?»
Де Корт: «Да, меня это не интересовало».
Рабинович считает это невозможным. По его мнению, де Корт говорит неправду.
Также юрист де Корт не интересовался, являлась ли сделка законной.
Рассматривается переписка по компании Ridge (Rich?) Brown. Из вопросов адвоката Рабиновича следует, что через эту компанию, так же как и через Bluewaters, могли выплачиваться компенсации за доли в «Русале» и «Сибнефти», принадлежащие, как уверяет истец, Березовскому и Патаркацишвили.
Рабинович: «Вам бы не было интересно знать, кто за этой сделкой стоит?»
Де Корт: «Я, честно говоря, помню об этом только по корреспонденции, которая была раскрыта».
Рабинович хочет выяснить причастность де Корта к сделке по продаже второго 25-процентного пакета акций «Русала» Абрамовичем Дерипаске. Адвокат приводит статью из «Ведомостей», в которой говорится, что Дерипаска может стать единственным акционером, но также упоминается «источник, близкий к Абрамовичу». Этот источник называет Патаркацишвили и Березовского одними из акционеров «Русала». Рабинович интересуется, не знает ли де Корт, кто является этим «источником». Ответ отрицательный.
Далее рассматривается имейл де Корта к Таненбауму (Евгений Таненбаум, управляющий директор MHC (Services) Limited в Лондоне), в котором обсуждаются притязания Березовского в прессе на 25% «Русала». Таненбаум отвечает де Корту, что иски Березовского не имеют под собой оснований.
В своих показаниях де Корт свидетельствует, что 11 июня 2004 года он получил документы от юриста Дерипаски, в которых указаны график, структура и участвующие в продаже акций «Русала» компании. Рабинович говорит, что второй 25-процентный пакет акций «Русала» был переведен от трастовой компании Абрамовича Madison компаниям Eagle Capital Group и Rusal Holding Limited. После передачи акций Eagle Group Capital должен был отказаться от своих преимущественных прав.
Рассматривается еще один документ — меморандум юриста Олега Дерипаски Пола Хаузера, направленный другому юристу Дерипаски Сталбеку Мишакову, который подытоживает процедуру передачи акций. В соответствии с этим документом 25% акций Rusal Holding продается компании Eagle Group Capital. В этом документе конечным выгодоприобретателем Хаузер называет ББ.
Рабинович: «Как вы считаете, кто подразумевается под ББ?»
Де Корт: «Я не обратил на это внимания, меня интересовал только процесс сделки».
Рабинович: «А мне кажется, что это обозначение Березовского и Бадри Патаркацишвили в качестве бенефициаров»...
По версии де Корта, 25% акций принадлежали Абрамовичу, и других бенефициаров не было. Рабиновичу удивительно, почему в таком случае де Корт не обратился ни к Мишакову, ни к Хаузеру с заявлением, то документы составлены некорректно.
Рассматривается еще один документ по предоставлению гарантий по этой же сделке. В документе встречаются обозначения Б1 и Б2. Адвокат Березовского считает, что речь опять-таки идет о Борисе и Бадри. Адвокат настаивает на том, что де Корт знал, что компания Bluewaters ассоциируется с Березовским и Патаркацишвили. А также утверждает, что ББ, Б1 и Б2 и X и Y, обозначенные в документации как бенефициарные владельцы 25% акций «Русала» начиная с 2000 года, это и есть Березовский и Патаркацишвили.
Рабинович приводит документ «Заверение гарантий Madison», подготовленный Хаузером. Согласно этому документу, Дерипаска хочет получить гарантии от Абрамовича (на то, что именно он, а не Березовский владеет 25-процентным пакетом). А из комментариев к этому документу у Рабиновича складывается впечатление, что Абрамович держал 25% акций в трасте через Madison для неких X и Y.
У Рабиновича больше нет вопросов к свидетелю. Юристы Абрамовича задают де Корту уточняющие вопросы по сегодняшней стенограмме. Во вторник суд рассмотрит показания бывшего гендиректора «Русала» Александра Булыгина.