Коллектив работников Ванинского морского торгового порта, крупнейшей в Хабаровском крае стивидорной компании, пожаловался президенту Дмитрию Медведеву и председателю правительства Владимиру Путину на акционеров порта.
«Тревогу и озабоченность вызывают действия иностранной компании Soleggiato Investments Limited (Кипр) по смене руководства порта. Являясь акционером порта и владея пакетом 21,6 % голосующих акций, офшорная компания пытается при поддержке чиновников Росимущества поставить своего директора», — говорится в открытом письме, подписанном 518 сотрудниками, которое опубликовано на сайте порта.
Эти планы содержатся в программе деятельности порта, которую кипрская компания представила в совет директоров компании. Коллектив опасается, что программа ставит целью незаконно получить контроль над портом. «Предложенный компанией кандидат на должность генерального директора порта ранее был уволен с должности руководителя другого предприятия, так как не справился с работой. Кроме того, он же является руководителем компании — участника аукциона по продаже госпакета акций порта.
Это свидетельствует о намерении компании получить контроль над портом в обход приватизационного законодательства», — отмечают работники Ванино.
Коллектив отмечает, что акционер распространяет негативную информацию о предприятии, «которая не имеет ничего общего с действительностью», чтобы максимально снизить цену пакета акций предприятия. «По всей видимости, они и сорвали аукцион по продаже порта Ванино», — говорится в письме.
Аукцион по продаже 55% акций ОАО «Ванинский морской торговый порт» Росимущество провело в середине мая 2011 года. За порт соревновались 14 компаний и одно физлицо, среди них была и Soleggiato Investments Limited, аффилированная с холдингом En+ Олега Дерипаски.
Но En+ Group вышла из борьбы после того, как цена достигла 5,6 млрд рублей. В итоге победителем аукциона стала компания ООО «Сэлтехстрой», подконтрольная Ивану Микояну, внуку советского наркома Анастаса Микояна: пакет порта она приобрела за 10,8 млрд рублей, что в 11,6 раза превышало начальную цену.
«Сэлтехстрой» планировал на базе Ванино и московского Северного порта, в котором также владеет 25,5% акций, создать крупный международный портовый холдинг с иностранным участием. Результаты аукциона удивили экспертов: Иван Микоян купил «Сэлтехстрой» за две недели до торгов, до этого он не занимался портовым бизнесом, а был известен как учредитель ООО «Московский театр «Балет на льду» и руководитель Ансамбля балета на льду.
В июле результаты аукционы были аннулированы: «Сэлтехстрой» должен был выплатить деньги до 30 июня, но не сделал этого. Эксперты не исключали, что «Сэлтехстрой» представляет интересы «менеджмента порта, заинтересованного в отсрочке аукциона».
В конце октября замминистра транспорта Виктор Олерский говорил, что аукцион по продаже 55% уставного капитала порта Ванино вряд ли состоится в 2011 году.
После аннулирования результатов аукциона структуры Дерипаски начали добиваться увольнения гендиректора порта Ванино Альфира Богудинова, мотивируя решение низкими финансовыми и операционными показателями порта за 2010 год. На его место акционер предлагает Дмитрия Лисина, который представляет интересы En+ в совете директоров Ванино. В конце октября En+ обратилась с соответствующим предложением в Росимущество.
En+ не скрывает своих намерений. Группа сообщает, что через компанию Soleggiato владеет 28% акций Ванинского порта с 2004 года и потому, как акционер, заинтересована в его развитии. «Однако с 2008 года из-за действий менеджмента порта объем перевалки неизменно снижается — на фоне роста объемов у соседних портов»,
— сообщили «Газете.Ru» в En+. По данным группы, объем перевалки грузов «Ванино» упал с 2008 года почти на 15% (с 6,6 млн до 5,6 млн в год), объем переваливаемого на экспорт алюминия сократился более чем в четыре раза — с 700 тыс. тонн в 2007 году до 160 тыс. тонн в 2010 году. «Ссылаясь на нехватку мощностей, порт отказывает в перевалке угля компаниям En+, проводит недружественную политику по отношению к другим грузоотправителям», — сетуют в компании Дерипаски.
Подготовленная En+ Group программа, на которую жалуется коллектив работников порта, позволит за пять лет вдвое увеличить перевалку грузов, а также избавиться «от посреднических структур, аффилированных с менеджментом», уверяют в компании.
Совет директоров Ванинского порта, в том числе представители государства, поддержал ее, отмечает акционер, но «менеджмент «Ванино», привыкший рассматривать государственный порт как свою вотчину, всячески сопротивляется попыткам Росимущества навести порядок в порту».
Пресс-секретарь премьер-министра Дмитрий Песков сообщил «Газете.Ru», что обращения работников Ванино в Белом доме не получали. В Минтрансе заявили, что в ведомство письмо также не поступало, но если поступит, то будет рассмотрено в установленном порядке. В Росимуществе не смогли оперативно предоставить комментарий. В Ванинским морском торговом порту телефоны не отвечали.
Конфликтующей стороной вполне может выступать менеджмент порта, говорит аналитик «Метрополя» Андрей Рожков: «Структуры Дерипаски заинтересованы в покупке госпакета Ванино. Они участвовали в аукционе и могли бы его выиграть. Дерипаска старается усилить эффективность порта, но менеджмент заинтересован сохранить свое положение в Ванино даже в ущерб производственных показателей — не исключено, что именно он от имени коллектива работников и опубликовал письмо».
Ситуация вокруг Ванино — это типичный корпоративный конфликт, соглашается аналитик Rye, Man & Gor Securities Екатерина Андреянова: «С одной стороны, существуют структуры Дерипаски, которые хотят увеличить свою долю, в другой стороны, есть портовый менеджмент, который заинтересован в сохранении своих позиций, — говорит она. — Перенос аукциона более выгоден менеджменту порта. Дерипаска попытался улучшить ситуацию, перехватив инициативу, но, кто и что сейчас нарушает, сказать трудно».
Дерипаска тоже «известен достаточно жесткими методами», отмечает один из источников на транспортном рынке. «При приватизации и консолидации алюминиевой отрасли использовались различные методы получения контроля в ней», — напоминает он.