Борис Березовский изменил свидетельство о дате своей ключевой встречи с Романом Абрамовичем на мысе Антиб; из-за этого сменились планы по привлечению свидетелей, говорят источники, знакомые с деталями процесса в Высоком суде Лондона.
По утверждению юриста Березовского Лоуренса Рабиновича, встреча на Лазурном Берегу была посвящена переговорам о продаже Абрамовичу российских активов Березовского и Бадри Патаркацишвили. Среди активов, доли в которых были предметом консультаций, Рабинович называет 29% акций ОРТ (сейчас Первый канал), а также акции «Сибнефти» и «Русала».
Истец пытается доказать, что под давлением Абрамовича был вынужден продать доли по цене существенно ниже рыночной. Ущерб Березовский оценил в $5,6 млрд. По его мнению, Абрамович воспользовался изменением политической конъюнктуры — потерей влияния Березовского в Кремле и эмиграцией в Лондон, — чтобы форсировать сделки. Адвокаты ответчика это опровергают, доказывая, что Березовский никогда не был реальным совладельцем бизнеса и получал выплаты от Абрамовича за стандартную для России 1990-х «крышу» и лоббистские услуги.
В первоначальных показаниях Березовского датой встречи на мысе Антиб называлось 9 декабря 2000 года, сказал осведомленный источник. В дальнейшем бизнесмен отказался и назвал другой день – 7 декабря.
По данным источника, с этим связано решение не вызывать в суд Александра Мамута, выступление которого ранее было запланировано на понедельник. На основании письменных показаний свидетеля Березовский признал, что 9 декабря 2000-го Абрамович встречался не с ним, а с Мамутом. Об отказе от вызова Мамута в суд накануне сообщил адвокат Абрамовича Джонатан Сампшн.
Получить комментарий Березовского не удалось.
Новое свидетельство Березовского также не устраивает защиту Абрамовича. Ответчик не отрицает, что был во Франции 6 декабря, но настаивает, что в период с 7 декабря 2000 года по 2 января 2001 года находился в России. В качестве доказательства он приводит сведения, что 7–9 декабря встречался с Давидом Давидовичем (партнер Абрамовича по фонду Milllhouse), Михаилом Зурабовым (посол России на Украине, экс-министр здравоохранения и социального развития) и Евгением Адамовым (экс-глава Минатома).
Березовский утверждает обратное: «он (Абрамович. — «Газета.Ru») приехал как посланник Кремля по просьбе Путина и Волошина». По данным Рабиновича, Абрамович использовал угрозу ареста Николая Глушкова, партнера Березовского по «Аэрофлоту», чтобы заставить бизнесмена продать акции ОРТ. Глушков был арестован 7 декабря 2000 года.
Согласно показаниям Березовского, Абрамович на этой встрече говорил: «Если они (Березовский и Патаркацишвили. — «Газета.Ru») не продадут свои акции, то господин Глушков будет долго сидеть в тюрьме. Если они согласятся, то Глушков скоро выйдет». «Вы на этой встрече, — говорит Рабинович, — собирались заплатить $175 млн за акции, но потом сократили сумму до $150 млн. Березовский, по его показаниям, согласился передать управление ОРТ, если Глушкова отпустят. Березовский сказал в конце этой встречи, что чувствовал себя преданным вами и больше не желает вас видеть».
У Абрамовича другая версия. Он утверждает, что выкупил акции ОРТ по просьбе Патаркацишвили, так как Березовский и Патаркацишвили опасались потерять активы вместе с благосклонностью Кремля.
«Путин хотел, чтобы из компании ушли Березовский и Патаркацишвили, чтобы они перестали влиять на содержание программ», — объяснил Абрамович.