Запуск одного из самых амбицилозных российско-немецких проектов стоимостью $8,8 млрд, cопровождавшегося долгими согласованиями маршрутов с Финляндией, Данией, Швецией, Эстонией, Польшей, Латвией, Литвой, проходил в обстановке предельной торжественности. Церемония состоялась в немецком городе Любмине на берегу Балтики, где газопровод выходит на сушу. Прямо среди технических сооружений Nord Stream поставил несколько шатров для вип-гостей мероприятия, среди которых были президент России Дмитрий Медведев, канцлер ФРГ Ангела Меркель, премьер Франции Франсуа Фийон, премьер Голландии Марк Рютте и еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер.
Церемония открылось выступлением молодежного филармонического оркестра и сопровождалось внушительными световыми инсталляциями и щедрым столом. «В глубинах вечной мерзлоты Сибири природа скрывает ценные дары — свой газ», — говорил по-немецки закадровый голос документального фильма «Тотальное погружение», посвященного строительству газопровода.
«Нам предстояло преодолеть огромные препятствия и сомнения.
Это были турбулентные времена, времена планирования трассы, получения разрешений, финансирования, и время строительства, на всем пути нас ожидали неожиданности и проблемы», — описал непростой путь к этом торжественному результату управляющий директор Nord Stream, бывший сотрудник внешней разведки и соратник Владимира Путина Маттиас Варнинг.
«Мне особенно гордо работать с командой, которая никогда не сдается», — сказал он, особо поблагодарив Герхарда Шредера, а также всех сотрудников и акционеров.
«Евросоюз является самым значимым рынком сбыта для России, и это экономическое партнерство приносит всем свои дивиденды», — объяснил значение газопровода Фийон.
«Сегодня все видят, что задачи этого проекта абсолютно прагматические... Новый газопровод призван удовлетворить растущий спрос на «голубое топливо», — подчеркнул экономическую значимость проекта Медведев. Политика на втором месте, поддержала его Меркель.
После этого лидеры стран и компаний, участвующих в проекте, поднялись к куску прозрачного пластика, изображающего трубу с белым вентилем, и, повернув его, заполнили синей имитацией природного газа весь прозрачный пластик. Российский газ пошел напрямую к европейским потребителям. «Повернули колесо экономики», — прокомментировала Меркель.
Несмотря на переход на новые формы топлива, традиционный природный газ «останется нашим приоритетом для будущего», заверил Эттингер.
Но с запуском газопровода в обход Белоруссии и Украины проблема взаимодействия с соседями никуда не исчезнет, напомнил еврокомиссар:
«10% европейского газа будут теперь поступать по транспортным путям нового качества. Но, тем не менее, требуются поставки и через Украину, и через Белоруссию. Мы должны обеспечить долговременное сотрудничество через Россию и Европу».
Но Россия явно не намерена полагаться на транзитеров. В сентябре российские власти начали говорить о возможности строительства третьей ветки «Северного потока». Это заявление пришлось на период обострения газовых переговоров с Украиной. Эксперты отмечали, что дополнительных объемов газа для поставок по третьей ветке России до 2020 года (срок ввода Штокмановского проекта) взять просто неоткуда. Следовательно, единственным вариантом остается частично перенаправить поставки, идущие через украинскую территорию.
Ежегодно через Украину транзитом идет около 110 млрд кубометров российского газа. Москва и Киев ежегодно спорят по поводу цен на газ для Украины, и до сих пор остается угроза транзиту в Европу, а также угроза несанкционированного отбора газа.
Если будет построен и выведен на полную мощность еще один российский газопровод — «Южный поток», мощность которого должна составить 63 млрд кубов, Украина может полностью лишиться российского транзита.