Международный совет по туризму (World Travel Council, WTC) снизил прогноз роста отрасли. В 2011 году рынок вырастет на 3,2%, в следующем на 3,3%. Это ниже предыдущего прогноза — 4,5% роста на 2011-й и 5,1% на 2012 годы. Совет объединяет руководителей более ста крупнейших туристических компаний мира.
Темпы роста снижаются из-за экономических проблем Европы, их уже чувствуют потребители, заметили в WTC. «В еврозоне картина выглядит не очень привлекательно: туристический рынок страдает. Правительства повышают налоги — у людей становится меньше денег на путешествия», — объяснил Bloomberg президент совета Дэвид Сковсил.
В Азии рынок растет быстрее. Объем пассажирских авиаперевозок в регионе увеличился на 9%, в Европе всего на 2%.
Это колоссальный сдвиг, констатировал Сковсил: к 2030 году Индия и Китай обеспечат туркомпаниям около 2 млрд клиентов.
В Millennium & Copthorne Hotels Plc, управляющей гостиницами по всему миру, признали, что трудности еврозоны уже оказывают сильное влияние на клиентов.
Российские туристы пока не ищут альтернативы традиционным европейским направлениям. В случае полномасштабного кризиса в еврозоне поток туристов в Европу увеличится, надеются участники рынка.
В первом полугодии 2011 года в Грецию во время кризиса и политических волнений поехали на 76% больше российских туристов по сравнению с 2010 годом. За первые шесть месяцев в Греции отдохнули более 201 100 граждан России, в прошлом году за тот же период 114 000 человек.
Рост числа российских туристов заметен в Испании. По данным Росстата, за первое полугодие в Испании российских туристов стало больше на 53% — 237 300 человек в первом полугодии 2011 года по сравнению с 155 100 за аналогичный период 2010 года.
«Если в Европе будет масштабный кризис, это приведет к падению евро. Отдых в Европе для российских туристов резко подешевеет. Российские туристы в первую очередь волнуются о том, будет ли кризис в России и будут ли у них средства, чтобы отдыхать. Российские туристы небогаты, и только 4–5 % населения могут позволить себе отдыхать за рубежом», — считает первый вице-президент Ассоциации туроператоров России Владимир Канторович.
Он заметил, что из-за резкого падения курса рубля жители России стали покупать меньше туров на Новый год.
Туристы не смогут найти альтернативу Европе, считают представители компаний-туроператоров. «Европа всегда отличалась экскурсионным направлением туризма. Этот контингент не будет искать замены», — считает председатель Клуба защиты туристов Дмитрий Давыденко.