Канадская компания Norex Petroleum подала иск в верховный суд Нью-Йорка к британской корпорации ВР. Истцы требуют $1 млрд. В такую сумму Norex оценивает доходы, полученные ВР и ее российским партнером ТНК от добывающей компании «Югранефть».
Конфликт между Norex Petroleum и российскими акционерами ТНК-ВР длится более десяти лет. Все это время Norex пытается компенсировать упущенную выгоду от потери «Югранефти».
«Югранефть» была создана в 1994 году компаниями Norex и «Черногорнефть». Позже ТНК выкупила «Черногорнефть» и «Югранефть», которые вошли в альянс ТНК-ВР, образованный в 2003 году.
Norex начала подавать иски против российских акционеров ТНК-ВР, но в зарубежных судах ей последовательно отказывали. В 2002 году канадская компания снова обратилась в суд Южного округа Нью-Йорка, настаивая на том, что российская судебная система коррумпирована. Но Norex пока не выиграла ни одного судебного разбирательства с акционерами ТНК-ВР.
В Norex утверждают, что ТНК получила «Югранефть» в результате силового захвата. В 2001 году автоматчики ворвались в офис «Югранефти», заявив, что ТНК полностью купила компанию. Канадская компания пытается доказать, что сделка прошла по коррупционной схеме в ущерб ее интересам. А нефтяную промышленность страны контролировали криминальные структуры. Серия судов с российскими акционерами ТНК-BP — инвестиционным консорциумом AAR — ранее не затрагивала британскую компанию BP.
Но теперь, по словам главы Norex Алекса Ротзанга, BP должна заплатить за то, что «заключила сделку с дьяволом» в 2003 году, когда создавала совместное предприятие с консорциумом AAR. «ВР заплатила российским олигархам $6,75 млрд, чтобы создать ТНК-ВР и защитить свои интересы в России», — отмечает Ротзанг.
В распоряжении Norex оказалась служебная переписка сотрудников ВР, которую они вели в конце 1990 годов, когда британская компания участвовала в переговорах о создании СП с Тюменской нефтяной компанией. «Источники, близкие к ТНК, полагают, что вся Тюменская область и местная нефтяная промышленность были наводнены преступными элементами задолго до того, как «Альфа» получила контроль над ТНК», — говорится в документах, опубликованных нью-йоркским судом, которые цитируют Guardian и Observer.
В конфиденциальной записке от 9 сентября 1999 года говорится, что Семен Кукес (тогда возглавлял ТНК) отмечал, что противостояние ТНК и ВР в отношении «Черногорнефти» «переходит на личности», а ВР характеризует своих оппонентов как «жуликов и головорезов».
В другом документе, составленном на основе цитат Георгия Таля (чиновник Минфина, занимался банкротствами), который был убит в 2004 году, написано, что «российские суды не применяют законодательство о банкротстве, а действуют субъективно» и что банкротство «Черногорнефти» было фиктивным.
Norex обнаружила, что в контракт ВР и ТНК был включен пункт, касающийся присоединения «Югранефти»: «С ВР снимается вся ответственность, если претензии канадцев будут признаны обоснованными».
По мнению Norex, это «неопровержимое доказательство, так как ВР понимала, что «Югранефть» — это проблемный актив».
Лондонский представитель AAR от комментариев отказался. BP утверждает, что иск Norex «не обоснован». «Заявления Norex, относятся к периоду, предшествующему образованию TНK-BP, и совершенно не относятся к BP», — заявил представитель лондонского офиса ВР. По его словам, эта оговорка была включена в документы специально, чтобы «защититься от необоснованных замечаний, которые приводит Norex».