Закон о закупках госкомпаний, вступающий в силу 1 января 2012 года, создаст для них значительные трудности. Об этом представители бизнеса предупредили министра экономического развития Эльвиру Набиуллину на конференции «Деловой России».
Документ определяет общие требования к проведению закупок госкорпорациями, естественными монополиями, предприятиями ЖКХ, а также государственными и муниципальными унитарными предприятиями, в которых доля государства, региона или города превышает 50%. Это часть общей реформы системы госзаказа, цель которой — сделать процесс более прозрачным. Ежегодный объем закупок государством составляет около 6 трлн рублей, госкомпаниями – примерно 7 трлн рублей.
Согласно закону, начиная со следующего года госкомпания должна будет все правила закупок фиксировать в едином положении, а не в разрозненных документах, и публиковать его на своем сайте. При этом госкомпания должна опубликовать план закупок не менее чем на один год, а для закупки инновационной, высокотехнологичной продукции, а также лекарственных средств – на период от пяти до семи лет. Кроме планов заказчик должен публиковать извещения о проведении торгов. С 1 июля все эти сведения будут интегрированы с единым сайтом госзакупок www.zakupki.gov.ru. В открытом доступе не будут размещаться только сведения, составляющие гостайну.
Реформа затронет около 450 тысяч компаний с государственным, региональным или смешанным участием, говорит генеральный директор торгового портала «Фабрикант.Ru» Сергей Габестро.
Компании уже предвидят сложности. «Единый сайт госзакупок работает со сбоями, в некоторых регионах даже есть отдельные сотрудники, которые занимаются только размещением заказа на сайте», — предупредил Габестро. «Мы год занимались интеграцией с единым сайтом, но пока у нас получилось одностороннее движение. То есть выгрузить информацию на сайт мы можем, но на это потребовался год, а выгрузить обратно пока еще не получается. Это непростая техническая проблема», — согласился с ним глава госкорпорации «Росатом» Сергей Кириенко.
Проблемы могут начаться уже с 1 января, когда компании начнут публиковать информацию у себя на сайте. Это может обернуться снижением конкурентоспособности, поскольку компании должны будут описать свои разработки. «Например, в «Росатоме» есть конструкторское бюро, которое разработало новую установку, и есть завод, который может произвести опытный образец. Формально это два разных юрлица. Чтобы разместить заказ на производство образца на нашем заводе, мы должны объявить конкурс и формально — по ФЗ-223 — должны выложить все технические параметры изделия. Ноу-хау закончилось», — привел пример Кириенко.
Пострадает от такой прозрачности и деятельность российских компаний на международном рынке, считает глава «Росатома»: «Мы бы не очень хотели, чтобы часть наших потребителей на экспорте понимали, по какой внутренней цене покупаются те или иные комплектующие, потому что мы на разнице зарабатываем». В результате меньше денег получит российский бюджет. Сложнее будет и конкурировать. «Мы выходим сейчас на тендер в Иордании, например. И никто из наших конкурентов — ни французы, ни японцы, ни американцы — и не думают выкладывать структуру своей себестоимости или рассказывать, по каким техническим параметрам и какой цене это будут делать», — сказал Кириенко.