Российские производители игристых вин с 2022 года могут отказаться от использования термина «шампанское» в названиях напитков. Предварительная договоренность закреплена в протоколе межпрофессионального комитета вин Шампани CIVC и Ассоциации производителей игристых вин России.
Проект документа предусматривает отказ российских виноделов, входящих в ассоциацию, как от названия «Шампанское», так и от словосочетания «шампанский метод», написанных на этикетках латинскими буквами или кириллицей.
«Со стороны французов звучали конкретные даты, но российская сторона, приняв концептуально, что нужно двигаться в этом направления, никакие сроки на себя не брала, — уточняет президент Ассоциации производителей игристых вин Алан Соколов. —
Ассоциация закажет профессиональное исследование потребительского рынка игристых вин в России, чтобы определить, насколько потребитель готов к изменению названия».
Результаты исследования ассоциация намерена получить в январе-феврале следующего года. Французская сторона готова взять на себя частичное финансирование проекта, говорит Соколов.
«Кроме того, ассоциация готовит предложение о внесении изменений в проект технического регламента Таможенного союза «О безопасности алкогольной продукции». Суть предложения – оставить в нем слово «шампанское». Тем более что заводы Белоруссии и Казахстана выпускают до сих пор «Советское шампанское» по ГОСТу, который использовался еще в СССР. На самом деле изменится только надпись на этикетке, качество напитка и, соответственно, его цена останутся прежними», — объяснила «Газете.Ru» директор по экономике «Игристых вин» Ирина Белова.
По итогам анализа спроса будет принято решение о старте консультаций с уполномоченными ведомствами – Роспатентом, Росалкогольрегулированием и Минэкономразвития. «Договор еще не подписан», — подтвердили «Газете.Ru» в пресс-службе завода «Абрау-Дюрсо».
Сейчас в ассоциацию входят 11 производителей игристых вин, среди которых ЗАО «Абрау-Дюрсо», ЗАО «Игристые вина», ОАО «Московский комбинат шампанских вин» (МКШВ) и другие крупные отраслевые предприятия. Их основные бренды — «Абрау-Дюрсо», «Российское шампанское», «Московское шампанское», «Золотой стандарт» и другие.
«Мы уже давно не используем термин «шампанское» применительно к игристым винам Абрау-Дюрсо. Но по нашим ГОСТам мы обязаны прописывать наименование «Шампанское» хотя бы мелкими буквам на этикетке», — отметил Виталий Рязанцев, специалист пресс-службы «Абрау-Дюрсо».
Сейчас государственный стандарт обязывает производителей игристых вин маркировать продукцию меткой «шампанское».
Но французские виноделы давно добиваются запрета на использование термина «шампанское» другими производителями, считая его топонимом, описывающим географию производства. По мнению CIVC, шампанским может называться только игристое вино, произведенное на территории французской провинции Шампань.
На российском рынке оригинальные вина из Шампани представлены незначительно из-за высокой стоимости. «Настоящее шампанское поставляется на российский рынок, но в небольших объемах. Его стоимость варьируется от 2000 рублей до 10 000 рублей», — объяснил Рязанцев.
В 2010 году в России было произведено 2,23 млрд. литров шампанского.
Самым популярным брендом российских игристых вин сейчас является «Советское шампанское». Бутылка напитка в розничных сетях стоит от 75 до 120 рублей. В «Союзплодоимпорте», владеющем брендом «Советское шампанское», не прокомментировали ситуацию. Госпредприятие не входит в ассоциацию, ведущую консультации с французскими виноделами.
Коллеги французских производителей из других стран Европы последовательно отказываются от использования термина «шампанское» в производстве игристых вин, заменяя их на собственные названия. В Испании и Италии местные вина успешно конкурируют с оригинальным шампанским.
Против инициативы французских компаний выступают виноделы США — они не собираются отказывать от «шампанского», в Калифорнии производят такое вино, не меняя названия.
Эксперты алкогольного рынка уверяют, что изменение названия не спровоцировало снижение спроса на игристые вина. «В Италии и Испании, напротив, растет потребление. Самостоятельный продукт конкурирует с шампанским», — говорит директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз, добавляя, что «убедить потребителя стоит больших денег».
По словам эксперта, основная категория потребителей «Советского шампанского» — это покупатели в возрасте свыше 50 лет. «Те, кому еще нет 40 лет, спокойно воспримут замену терминов, потому что им «Советское шампанское» ни о чем не говорит. А за 10 лет основная масса людей, у которых с «Советским шампанским» связаны воспоминания о хорошей прошлой жизни, начнет уходить», — отметил Дробиз.
Отказ от слова «шампанское» — это длительный процесс, поэтому речь идет о таких временных рамках, как, скажем, 2022 год, подтверждает владелец «Абрау-Дюрсо» Борис Титов.
«Аналогичный диалог между странами идет в отношении российского коньяка и русской водки. Окончательное решения будут принимать правительства двух государств. А мы со своей стороны ведем эту работу, чтобы потом не оказаться в ситуации, когда политическое решение будет принято, а российские производители будут к нему не готовы», — отмечает Соколов.