В судебном процессе между Борисом Березовским и Романом Абрамовичем могут появиться новые фигуранты, из измайловской преступной группировки. В распоряжении газеты The Sunday Times оказалась расшифровка записи разговора двух предпринимателей в парижском аэропорту Ле-Бурже, когда они обсуждали свое участие в капитале «Русала». Березовский говорил о легализации своей доли в алюминиевой корпорации.
В беседе, перечисляя людей, «заинтересованных» в компании, Абрамович говорит: «И тут все выйдут из леса: и Быков, и Миша, и Антон, и Аксен, и Олег Дерипаска».
По данным The Sunday Times, «Антон» и «Аксен» — это Антон Малевский и Сергей Аксенов, которые считаются лидерами измайловской преступной группировки. Анатолий Быков, которого также назвал Абрамович, в момент разговора (декабрь 2000 года) был в Москве под следствием по делу об убийстве делового партнера, но через два года приговорен к 6 годам заключения условно.
Измайловская преступная группировка, одна из старейших в Москве, образовалась в начале 1990-х годов; в открытых источниках указано число участников — около двухсот человек. Группировка действовала в Восточном, Юго-Восточном, Северо-Восточном и Центральном административном округах столицы, а также в Люберецком и Балашихинском районах Московской области.
Антон Малевский в 1995 году выехал в Израиль, где на него было совершено покушение. Он остался жив, занялся легальным бизнесом. Сергей Аксенов отвечал за деньги группировки.
На записи Березовский говорит Абрамовичу, что хочет легализовать свое участие в алюминиевом бизнесе.
Источники The Sunday Times полагают, что адвокаты Березовского будут доказывать, что он был тайным держателем акций «Русала» и хотел объявить о своих активах, уже находясь за границей, с целью получения дохода с ценных бумаг.
Защита Абрамовича будет настаивать на том, что предприниматели обсуждали выплаты Березовскому за помощь в лоббировании интересов.
Березовский и Абрамович судятся в Высоком суде Лондона. Процесс начался 3 октября текущего года. Березовский обратился в суд с иском против бывшего делового партнера, в котором заявил, что Абрамович вынудил его продать активы, которыми он владел вместе с предпринимателем Бадри Патаркацишвили, значительно дешевле их рыночной стоимости.
В пакете, который Березовский продавал под давлением (сделки прошли в 2000–2003 годах) были доли в «Сибнефти», «Русале» и телеканале ОРТ, утверждают адвокаты истца. Березовский говорит, что продал активы Абрамовичу за $1,3 млрд, но они были перепроданы за $13 млрд, и требует компенсацию в $5,6 млрд.
Адвокат Абрамовича Джонатан Сампшн назвал часть обвинений, выдвинутых Березовским, выдумками. Юрист утверждает, что Березовский не имел прямого отношения к активам и получал выплаты как организатор коррупционных схем. «Сейчас уровень коррупции в России десять из десяти баллов, тогда как в середине 1990-х соотношение было три к десяти», — парировал предприниматель, отвечая на вопросы адвоката Абрамовича.
Березовский отверг предположения о том, что он сам участвовал в коррупционных схемах. Главной причиной своего положения в качестве «одного из самых политически влиятельных олигархов России» того времени бизнесмен назвал свои «интеллектуальные способности». По его словам, он никогда не пользовался связями с дочерью президента Бориса Ельцина Татьяной Дьяченко и ее мужем Валентином Юмашевым для ведения бизнеса «до тех пор, пока не занялся политикой». Обвинения в давлении на семью Ельцина Березовский отрицает, настаивая на том, что смог убедить их.
Оба предпринимателя не отрицают, что получили ряд своих активов, используя коррупционные схемы.
Слушания по делу продлятся более трех месяцев. Октябрь посвящен показаниям со стороны истца. Среди свидетелей на процессе ожидаются соратник Березовского Александр Гольдфарб, бывший топ-менеджер авиакомпании «Аэрофлот» Николай Глушков, бывший гендиректор «Русала» Александр Булыгин, совладелец «Металлоинвеста» Василий Анисимов, экс-президент компании «Сибнефть» Евгений Швидлер и другие. В ноябре в суде ожидается выступление Абрамовича.