Интернет-корпорация Groupon, специализирующаяся на предоставлении скидок, подала заявку на IPO, в ходе которого рассчитывает продать 30 млн акций класса А по $16–18 за 1 ценную бумагу.
Компания рассчитывает привлечь на бирже $480–540 млн.
24 октября Groupon начинает roadshow. В встречах с потенциальными инвесторами будут принимать участие исполнительный директор компании Эндрю Мэйсон, финансовый директор Джейсон Чайлд и руководитель сектора по предоставлению услуг Джефф Холден.
Участники финансового рынка ждут размещения бумаг до конца октября.
О подготовке к IPO Groupon объявил в июне, рассчитывая провести его в сентябре. Менеджмент компании планировал привлечь $750 млн. Консультантами выступили банки Morgan Stanley, Goldman Sachs и Credit Suisse.
Тогда компания впервые раскрыла финансовые показатели. Доходы Groupon в первом квартале 2011 года выросли до $644,7 млн, показав 14-кратный рост по сравнению с тем же периодом прошлого года ($44,2 млн). Из-за того что компания много инвестирует, итоговый показатель за первый квартал включает в себя убытки на $113,9 млн. В 2010-м убытки составляли $413,4 млн.
Объявление о размещении бумаг Groupon последовало за удачным выходом на биржу сети профессиональных знакомств Linkedin, которая в мае привлекла в ходе IPO $352,8 млн. Позднее российский интернет-концерн «Яндекс» удачно разместился на американской бирже Nasdaq.
В апреле 2010 года, когда в Groupon инвестировал средства фонд DST Юрия Мильнера и Алишера Усманова, созданная в 2008 году компания оценивалась в $1,3 млрд. В январе 2011 года сервис стоил $4,75 млрд.
В марте 2011 года источники Bloomberg заявляли о потенциальной капитализации Groupon в $25 млрд. Но в сентябре менеджмент Groupon принял решение отложить публичное размещение из-за нестабильности на финансовом рынке, вызванной долговым кризисом в Европе. На решение о переносе IPO могла повлиять и комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC): ведомство предъявляло претензии к бухгалтерской отчетности компании, которая «несколько преувеличивала показатели».
В этом году компания лишилась двух операционных директоров, что также обеспокоило инвесторов.
Вернувшись к планам по размещению, скидочный сервис принял решение о корректировке оценки своего бизнеса: по данным Bloomberg, на встречах с потенциальными инвесторами сделки будут обсуждаться с учетом капитализации в $11,4 млрд.
Один из ключевых вопросов для инвесторов – сможет ли компания в ближайшее время стать прибыльной. В третьем квартале Groupon потерял $2 млн. Во втором убытки составляли $62 млн.
Компания снизила убытки частично за счет сокращения маркетинговых расходов. В этом году пост руководителя отдела маркетинга в Groupon занял Ричард Уильямс из Amazon, который разрабатывает более эффективную программу для этого сегмента.
Потребность Groupon в привлечении средств очевидна для аналитиков. «Для войны нужны деньги, – объяснял ранее эксперт Caris & Co. Сандип Аграваль. – Чтобы поддерживать такой темп роста, необходимо иметь доступ к финансированию».
Если первичное размещение акций Groupon пройдет успешно, это может оказать положительный эффект на IPO других компаний, которые являются потенциально заинтересованными в размещении бумаг. Это производитель игр для социальных сетей Zynga, а также социальная сеть Facebook, которые уже откладывали выход на биржу.