Модель платной подписки на интернет-версии печатных изданий дает сбои из-за работы поисковиков.
В течение нескольких лет на платную подписку в интернете перешло множество ведущих изданий. Частично или полностью материалы сейчас закрывают The Wall Street Journal, Financial Times, New York Times и Times.
В России по этой схеме работает газета «Ведомости». Платную подписку на ее электронную версию ввели в июле текущего года, предупредив пользователей заранее. При посещении сайта напрямую читателям доступны только новости интернет-версии.
Но публикации иностранных газет, если не оформлен платный доступ, можно читать без купюр, вбив название нужной статьи (заголовки видны для всех посетителей сайта) в Google. А полная интернет-версия газеты «Ведомости» до четверга была доступна с помощью «Яндекса». Поисковый запрос «ведомости свежий номер» открывал все материалы без исключения. «Так было минимум несколько месяцев», — говорит читатель «Ведомостей».
Google, Bing и Yаhoo к последним публикациям не пускали. «Если статьи не закрыты от индексации, они будут в результатах поиска», — заявили в Google.
В пресс-службе «Яндекса» до звонка «Газеты.Ru» не знали об этом сервисе своего поисковика. В компании пробовали зайти на «свежий номер» из разных браузеров – Mozilla и Internet Explorer — и согласились, что доступ есть. Но переадресовали вопрос к администрации «Ведомостей».
Руководитель интернет-проектов «Ведомостей» Виктор Саксон тоже не знал о существовании «дыры» и обещал ее закрыть. «Это наша ошибка», — признал он, попробовав набрать «свежий номер». Через короткое время доступ к материалам был перекрыт.
По его словам, доля трафика сайта газеты с поисковиков в год составляет около 18%, с других сайтов приходит 52% и 30% — это прямые посетители.
Сумму доходов, которые приносит подписка на сайт, в газете не раскрывают. «Как и другую коммерческую информацию, например о рекламе», — пояснила директор по маркетингу группы «Ведомости» издательского дома Independent Media Sanoma Magazines Юлия Селюкова. Но, по ее словам, она «доходна, так как затрат на организацию нет, а стóит как бумажная».
Бесплатный доступ к изданию, продающему свои материалы через поисковик, нарушают его концепцию, отмечает генеральный директор группы «Живи!» Юрий Кацман: «Это неправильно».
Но в эффективности платной подписки на контент, основанный на текущих событиях, он сомневается. «Понятно, как зарабатывать на архивных публикациях, базах данных. Но материалы о текущих событиях всегда можно найти – по ссылкам с других сайтов, в социальных сетях», — пояснил Кацман.
Гендиректор TNS в России Руслан Тагиев называет платную подписку в интернете хорошей идеей: «Она может приносить деньги. Но трудно представить, что это составит значительную долю в доходах издательских домов. Желание платить за электронный контент не распространено».
На Западе похожая ситуация: абсолютное число читателей, которые платят за доступ к электронным материалам газет, больше, чем в России, но процент от общего числа невелик. «Платная подписка, это скорее задел на будущее, чем реальная модель, чтобы заработать», — резюмировал Тагиев.