Казахстан одобрил расширение газопровода Туркменистан — Узбекистан — Казахстан — Китай. «Мы в принципе согласились, полагаю, что строительство может начаться в ближайший период», — заявил министр нефти и газа Казахстана Сауат Мынбаев во вторник на открытии VI евразийского форума Kazenergy в Астане.
Сейчас мощность трубы составляет 30 млрд кубометров в год, планируется ее увеличение до 55 млрд кубов.
Пока расширение трубы планируется «на вырост», так как на данный момент целиком не используется и нынешняя мощность газопровода: с прошлого года по нему было прокачано 15,5 млрд кубометров. Но Туркмения вполне может обеспечить его наполняемость.
«В ближайшие годы Туркменистан может войти в пятерку стран с крупнейшими мировыми запасами газа, — говорит аналитик ФК «Уралсиб» Алексей Кокин. — В частности, только месторождение Иолотань-Осман может дать около 6 трлн кубометров (власти Туркмении ранее заявляли, что запасы этого месторождения достигают 21 трлн кубов. — Газета.Ru)».
Предполагается, что наращивание объемов прокачки позволит Казахстану газифицировать Южно-Казахстанскую, Жамбульскую, Алма-Атинскую и Кызылординскую области. Но
не исключено, что Казахстан будет экспортировать в Китай и свой собственный газ с месторождения Карачаганак (его запасы составляют порядка 1,3 трлн кубов), отмечает Кокин.
В целом запасы газа в Казахстане с учетом новых месторождений на шельфе Каспия составляют 3,4 трлн кубов. В прошлом году газодобыча в Казахстане составила 37,1 млрд кубов, но эти объемы почти полностью были направлены на внутреннее потребление. «В перспективе добыча газа в Казахстане может вырасти до 70 млрд кубов, — рассказывает ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев. —
Собственное потребление газа в Казахстане к 2020 году должно вырасти до 42 млрд кубов, таким образом, около 28 млрд кубов останется для возможного экспорта». Большую часть свободного газа Казахстан планирует экспортировать именно в Китай, говорит эксперт.
Расширение газопровода, соединяющего месторождения Туркмении с Китаем, может повредить интересам «Газпрома». Российская монополия уже не первый год пытается договориться с КНР о поставках газа, но пока стороны смогли согласовать лишь маршруты и объемы поставок. Вопрос цены по-прежнему открыт: «Газпром» настаивает на европейской цене (средняя в 2011 году — $350 за 1 тыс. кубометров), Китай хотел бы получать российский газ по $250. В начале лета источники, близкие к переговорам, сообщали, что стороны сблизили ценовые позиции, но окончательной договоренности до сих пор не достигли.
Один из основных аргументов Китая в переговорах с Россией — то, что Туркменистан продает свой газ в КНР по цене в $160.
«Расширение газопровода, проходящего через Среднюю Азию, может значительно усилить переговорные позиции Пекина, — предупреждает Кокин. — 55 млрд кубометров — это уже серьезный объем. Для сравнения: поставки по восточному и западному маршрутам, которые согласовали Россия и Китай, предполагают транспортировку 68 млрд кубов».
Впрочем, расширение среднеазиатской трубы может пойти России и на пользу, отмечает Танкаев. На сегодняшний день практически решен вопрос с наполнением газопровода Nabucco (32 млрд кубов в год, за счет азербайджанского газа), который является конкурентом российского «Южного потока», напоминает эксперт. «В таких условиях туркменский газ, если бы она был направлен на рынок Европы, мог бы вытеснить российский, — указывает Танкаев. — Поэтому для России выгодно, что Китай оттягивает эти объемы на себя».
Да и китайский рынок очень емкий и быстро растущий. «Места на нем хватит для всех», — считает эксперт.