Информация о приостановке полетной программы авиакомпании-дискаунтера была опубликована в субботу в группе социальной сети «ВКонтакте», которую ведут бывшие сотрудники и постоянные клиенты «Авиановы»:
«По последней информации, авиакомпания прекратит свои полеты в ближайшие дни. Рекомендуем пассажирам, которые планировали поездки, подстраховаться и перед поездкой в ваш аэропорт уточнить, вылетел ли борт АО в ваш город. Продажи закрыли. Занавес».
Продажи билетов на сайте компании действительно были прекращены. Но оператор call-центра объяснил это переходом на новую IT-платформу.
В понедельник утром забронировать билеты на любые рейсы из маршрутной сети «Авиановы» по-прежнему невозможно.
Пресс-служба «Авиановы» утверждает, что «авиакомпания работает и развивается в строгом соответствии с действующим бизнес-планом».
Но источник, близкий к акционерам компании, говорит об остановке полетов.
Подтверждения приостановки полетов на выходных поступали и из регионов, включенных в маршрутную сеть авиакомпании. Гендиректор аэропорта Сургут Евгений Дьячков заявил «СИА-пресс», что перевозчик требует наземного обслуживания в долг, что противоречит изначальным договоренностям, поэтому «вероятно временное приостановление полетов авиакомпании до разрешения финансовых вопросов». «Мы не хотим, чтобы долги перед аэропортом копились, а потом услышать: «Извините, денег нет», — рассказал Дьячков. — Я также узнал, что «Авианова» пытается получить обслуживание в других аэропортах по гарантийным письмам, а не за деньги. Для меня это тревожный знак».
Полеты приостановлены на фоне конфликта акционеров авиакомпании – подразделения «Альфа-групп» А1 и американского инвестфонда Indigo Partners. В «Альфе» считают, что компания не соблюдает условия бизнес-плана из-за ошибок менеджмента, назначенного Indigo. Представители американского инвестфонда это опровергают, выдвигая встречные обвинения.
В конце июня от управления проектом был отстранен представитель Indigo Эндрю Пайн (глава холдинговой компании «Авиановы» – Whitefish Aviation Limited): перевозчик обвинил его в несоблюдении российского авиационного законодательства. Нарушения повлекли проверки со стороны Ространснадзора, Росавиации, транспортной прокуратуры.
Росавиация в конце августа приняла решение продлить сертификат эксплуатанта авиакомпании, несмотря на конфликт владельцев. Тогда в ведомстве говорили, что акционеры предоставили «Авианове» кредитную линию на покрытие убытков.
Вопрос о приостановке свидетельства эксплуатанта поднимался из-за нестабильного финансового положения компании.
По неофициальной информации, общий долг «Авиановы» перед поставщиками услуг составляет около 1,5 млрд рублей. В эту сумму входят долги за топливо, аэронавигацию, услуги по организации питания (кейтеринг), аэропортовое обслуживание, лизинговые платежи за воздушные суда и другие.
20 сентября лизинговая компания ILFC забрала у «Авиановы» два воздушных судна из шести имеющихся. Самолеты будут переданы чартерной авиакомпании Nord Wind, созданной структурами туроператора «Пегас Туристик», рассказала «Газете.Ru» гендиректор «Пегас Туристик» Анна Подгорная. «Мы ожидаем передачи двух самолетов. Они будут от авиакомпании «Авианова», — подтвердила она.
«Авианова» задолжала International Lease Finance Corporation (ILFC) более $3 млн по лизинговым платежам. Компания не платила с декабря 2010 года. С июля лизинговая компания направила перевозчику три уведомления, требуя погасить долги, прекратить полеты и — после повторного невыполнения обязательств — вернуть самолеты.
По данным Росавиации, за 2010 год авиакомпания перевезла 1,3 млн пассажиров. В «СПАРК-Интерфакс» указано, что в 2010 году перевозчик получил чистый убыток в размере 710 млн рублей, выручка выросла с 159 млн в 2009 году до 2,36 млрд рублей в 2010 году.
Получить оперативный комментарий Indigo не удалось. В А1 сообщили, что представят официальную позицию позднее в понедельник.
Источник, близкий к российским акционерам, не исключает приостановки финансирования проекта. «Вряд ли есть смысл одним тянуть компанию», — говорит он.
Вопрос не только в конфликте акционеров, сетует Олег Пантелеев из агентства «Авиапорт». «Основа low cost авиации – это экономия на масштабе. У «Авиановы» не получилось быстро найти самолеты и подготовить персонал. Полная поддержка акционеров повысила бы шансы проекта на успех», — заметил эксперт, добавив, что идея low cost в чистом виде не подтвердилась.
Бюджетные перевозчики беспокоят крупнейших участников рынка авиаперевозок, говорил в интервью «Газете.Ru» президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин. «Появились бюджетные компании, но они появляются и исчезают: в том числе, я так понимаю, чересчур они конкурентные условия предлагают, и для крупных игроков не очень выгодно. Но тем не менее это тоже одна из сфер регулирования, которой надо всерьез заниматься», — сказал он.
Минтранс и Росавиация разрабатывают новые принципы регулирования отрасли, вводя в том числе количественные нормативы по парку самолетов. «Но эти требования скорее затрудняют создание новых авиакомпаний», — заметил Пантелеев.