Министерство транспорта предлагает разделить авиакомпании по виду перевозок. К разным категориям компаний будут применяться различные требования по количеству самолетов в парке.
Перевозчиков могут разделить на местных, региональных, магистральных и международных.
Местные перевозчики будут осуществляться полеты в пределах одного региона, региональные — в пределах одного федерального округа, магистральные перевозчики будут осуществлять перевозки между федеральными округами, международные будут летать в другие страны.
В Минтрансе сообщили, что окончательного решения по градированию авиаперевозчиков еще нет, вопрос находится на стадии проработки.
Механизм распределения компаний может предусматривать «инкапсуляцию»: международные авиаперевозчики смогут осуществлять как свои, так и магистральные, региональные и местные, магистральные — свои, региональные и местные и т. д.
Предварительный вариант классификации предусматривает, что магистральные перевозчики к 2012 году должны будут иметь в парке не менее десяти самолетов одинаковой вместимости.
По международным, местным и региональным авиакомпаниям решение еще не принято.
«Требования по безопасности к авиакомпаниям останутся одинаковыми, они разделятся по выполнению полетов и по количеству машин для каждого типа перевозок, — отметили в Минтрансе. — Это обеспечит выполнение полетов в строго упорядоченные сроки».
В Росавиации отказались от комментариев, добавив, что разработкой проектов занимается Минтранс. «Мы их просто реализуем», — добавил чиновник ведомства.
Инициатива Минтранса продолжает серию решений по реорганизации отрасли воздушных перевозок, принятых после летних авиакатастроф. Ранее правительство одобрило пакет мер, ужесточающих правила пассажирских перевозок, в первую очередь авиатранспортом.
Росавиация предложила не допускать с 1 января 2012 года на магистральные перевозки авиакомпании, парк которых имеет меньше десяти однотипных самолетов, а с января 2013 года — меньше 20 однотипных самолетов.
В «Перечне эксплуатантов, выполняющих основной объем пассажирских перевозок», составленном Росавиацией, числятся 35 авиакомпаний. По мнению ведомства, только 15 из них будут отвечать новым требованиям.
Представитель Sky Express согласен с предложением Минтранса по классификации перевозчиков. «Компании получат четкие критерии и понимание, как строить долгосрочное планирование», — говорит он. Опрошенные представители крупнейших авиакомпаний от комментариев отказались.
Аналитик «Уралсиба» Денис Ворчик уверен, что крупные перевозчики получат преимущество перед конкурентами. «Они уже заняли значительную долю рынка и будут консолидировать его за счет небольших перевозчиков», — считает эксперт. «Останутся три-четыре авиакомпании, которые будут осуществлять международные перевозки, остальные будут летать на других маршрутах, — отмечает аналитик «Открытия» Игорь Краевский. — Это может привести к сокращению суммарного пассажиропотока».
Но разделение позволит структурировать рынок, признает Краевский: «Сократить риски, связанные с опозданием рейсов, неисправностями судов и другими накладками, а также позволит повысить стандарты качества полетов».