«Яндекс» купил долю в американской компании Вlekko, которая владеет одноименным поисковиком в доменной зоне .com. Гендиректор и совладелец «Яндекса» Аркадий Волож войдет в совет директоров американской фирмы.
Российская интернет-корпорация выступила основным инвестором в пуле фондов, вложивших в Blekko $30 млн.
Кроме «Яндекса» в организации финансирования участвовали австралийский фонд прямых инвестиций МLC и текущие инвесторы Blekko – фонды U.S. Venture Partners, CMEA Capital и PivotNorth Capital. «Яндекс» приобрел миноритарную долю в Blekko, уточнили в компании, не называя размер купленного пакета.
Источник «Интерфакса» утверждает, что «Яндекс» инвестировал $15 млн и приобрел 10% Blekko.
Blekko – американский стартап, созданный в 2007 году на деньги венчурных фондов. Компания разработала поисковый механизм для «целевого поиска», указано на странице Blekko в социальной сети LinkedIn. Поисковик blekko.com, который ищет, по утверждению его создателей, только по качественным ресурсам, отобранным с помощью поисковых технологий и пользователей, заработал в 2010 году. Бета-версия была запущена в ноябре 2010 года. Над поисковым механизмом команда Blekko работала два года. Первый транш инвестиций в проект составил $24 млн.
Поисковик позиционируется как ресурс, защищенный от спама и лишней информации, т. е. ориентирован на «чистую выдачу». Система выдает «чистые результаты» при запросе на английском языке. Blekko ориентируется на социальный поиск: результаты фильтруют сами люди, получая часть доходов компании. Такие системы отличаются от стандартных поисковиков большей точностью выдачи, но в ущерб базе страниц. У Blekko она насчитывает 3 млрд интернет-страниц.
В российском сегменте сети правило «чистой выдачи» не соблюдается. В четверг при попытке поиска на Blekko по запросу «Газета.Ru» система выдала 618 результатов, из которых непосредственно к «Газете.Ru» на первой странице выдачи относился только один. Остальные рекламировали авиаперевозки, единоборства, «последнее видео Людмилы Гурченко» и т. д.
«Нам нравится компания и её продукт — поиск качественной информации, который органично сочетает поисковые алгоритмы и работу экспертов. Мы верим, что у этого направления есть будущее и что у команды Blekko есть хороший шанс занять место в этом будущем», — объяснил Волож.
Лидер американского рынка поиска в интернете – корпорация Google. По мнению Михаила Гуревича из «Медиамира», в данной сделке «для «Яндекса» важно заявить конкурентам из Google – а вот и я!»
Но международная стратегия «Яндекса» связана, скорее, с работой на турецком рынке, полагает он. 20 сентября интернет-компания объявила о запуске портала в Турции. Это был первый выход «Яндекса» за пределы СНГ. «Компания реализует стратегию побед в периферийных регионах перед выходом на главный гигантский рынок — США», — заметил Гуревич, добавив, что американские пользователи предпочитают отечественные разработки.
С точки зрения популярности Blekko не представляет большого интереса: сайт занимает 3896 место в рейтинге Alexa по американскому рынку, резюмирует Леонид Делицын из «Финама». «Это не покупка из-за трафика, — говорит он, — но в США лучше выходить под местным брендом, а не под российским». И добавляет, что «Яндексу» «в любом случае придется следить за развитием технологий социального поиска».
Акции российской компании на Nasdaq в четверг снижаются на 2,53%, до $22,32 за бумагу.