Международная ассоциация воздушного транспорта IATA прогнозирует снижение прибыли авиационной отрасли в 2012 году на 29%. Эксперты ассоциации считают, что авиакомпании заработают за год $4,9 млрд. Действующий — недавно повышенный — прогноз на 2011 год — $6,9 млрд.
«В 2011 году авиакомпании заработают несколько больше, чем мы ожидали, — это хорошая новость. Учитывая влияние высоких цен на топливо и экономической нестабильности, это большое достижение, — приводит IATA слова главы ассоциации Тони Тайлера. — Но авиакомпании работают в очень сложных условиях, и 2012 год будет еще сложнее».
Суммарная выручка авиакомпаний в 2012 году составит $632 млрд, рентабельность бизнеса — 0,8%.
В 2011 году рентабельность будет на уровне 1,2%, а доходы оцениваются в $594 млрд.
В IATA входят 230 авиакомпаний, осуществляющих более 93% мировых пассажирских перевозок. Прогноз составлен на базе ожиданий по росту мировой экономики (ждут подъема на 2,5% в 2011 году и на 2,4% в 2012 году). Замедление темпов роста мирового ВВП до 2% угрожает авиакомпаниям потерями, предупреждают в IATA.
«Мы будем находиться в опасной близости к этому уровню на протяжении 2012 года. Отрасль хрупкая. Любое потрясение может отразиться на нас», — добавляет Тайлер.
IATA связывает слабые показатели 2012 года с долговыми проблемами европейских стран, которые приведут к «затяжному периоду слабого экономического роста, если не хуже».
Четвертый квартал 2011 года — первая половина 2012 года станут самыми сложными для рынка воздушных перевозок, прогнозирует IATA.
Рынок пассажирских перевозок в следующем году вырастет на 4,6% (по прогнозам, в 2011 году рост составит 5,9%). Грузоперевозки вырастут в 2012 году на 4,2%. Цены на топливо немного снизятся с учетом прогнозируемой стоимости барреля на уровне $100 (в 2011-м цена составляет $110). Но это не приведет к сокращению расходов авиакомпаний, перевозчики страхуют риски резкого роста стоимости керосина.
«Похоже, что следующий год будет негативным, — говорит Тайлер. — Рост грузоперевозок поможет Азиатско-Тихоокеанскому региону поддержать показатели прибыли в 2012 году на уровне 2011 года, которые составят $2,3 млрд. В остальных отраслях будет наблюдаться снижение рентабельности. Больше всего, как ожидается, пострадает Европа».
IATA отметила очевидную тенденцию, согласен аналитик «Открытия» Игорь Краевский. «Из-за сложной экономической ситуации может наблюдаться снижение потребительского спроса на перелеты — это отражается на выручке авиакомпаний», — объясняет он.
Но аналитик «Тройки Диалог» Михаил Ганелин называет оценки IATA «довольно приблизительным расчетом». «Ассоциация часто повышает и понижает прогнозы. Но авиаиндустрия действительно зависит от макроэкономической ситуации», — говорит Ганелин, не исключая, что для европейских перевозчиков ситуация, «может быть более тяжелой». По его словам, авиакомпании России показывают хорошие операционные показатели, и их рост в следующем году будет выше мирового уровня. Но Краевский напоминает, что в России цены на топливо росли быстрее, чем за рубежом, что может отразиться на рентабельности: «динамика однозначно негативная».
Гендиректор Aviacassa.ru Максим Побережник констатирует, что российские авиакомпании «повторяют развитие мировой индустрии с отставанием на 10—15 лет и сейчас находятся в состоянии роста».
«В России в этом году ожидается рост показателя объемов перевозок на 11—12%. Ожидается, что выручка по сравнению с прошлым годом вырастет на 15—20%. Такие же показатели могут быть у российских авиакомпаний и в 2012 году», — считает он.