Федеральная антимонопольная служба наложила штраф в размере 485 млн рублей на «Сибирскую угольную энергетическую компанию» (СУЭК) и 66 млн рублей на ОАО «Русский уголь» за участие в картельном сговоре на рынке угля. Как пояснили «Газете.Ru» в антимонопольной службе, это так называемые оборотные штрафы, когда компании штрафуются на определенный процент от выручки. Решение по компании «Стройсервис», также проходящей по делу о картеле, должно быть вынесено на следующей неделе.
О картельном сговоре на рынке энергетического угля ФАС заявила в конце прошлого года. Три компании ограничивали конкуренцию, устанавливая цены по предварительной договоренности, выяснила служба. «Были зафиксированы телефонные разговоры, в которых участники сговора договаривались об уровнях цен, о разделе рынка по территориальному признаку», — пояснил глава ФАС Игорь Артемьев.
Картельный сговор привел к росту цен. Выручка, полученная компаниями в условиях ограничения конкуренции, превысила 100 млн рублей, подсчитали в ФАС.
Представители компаний были недоступны для комментариев.
Штрафы, который наложила ФАС на участников картеля, близки к минимально возможным, отмечают эксперты. «Общая выручка СУЭК в прошлом году составила 165,244 млрд рублей, выручка от продаж на российском рынке (именно исходя из этой цифры рассчитывается оборотный штраф) – 32 млрд рублей, — говорит аналитик ИК БКС Олег Петропавловский. – Таким образом, СУЭК оштрафован примерно на 1,5% от выручки». С учетом того, что чистая прибыль компании за прошлый год составляет 9 млрд, выплата штрафа составит лишь 5,4% от этого показателя. Похожая ситуация и с «Русским углем» — выручка компании в прошлом году составила 5,9 млрд рублей, то есть штраф составил лишь 1,1% оборота.
Максимальная величина оборотного штрафа, предусмотренного для участников картельного сговора, согласно российскому законодательтству, составляет 15% от выручки.
Тем не менее Петропавловский уверен, что компании будут оспаривать штрафные санкции. «Это дело может стать прецедентом, который ФАС сможет использовать в дальнейшей практике, поэтому угольные компании всеми силами постараются оспорить штрафы», — полагает аналитик.
Кроме того, помимо административного дела существует и уголовное. В январе МВД возбудило против участников угольного картеля дело по части 2 ст. 178 УК (недопущение, ограничение или устранение конкуренции). При получении преступного дохода в крупном размере ответственность по этой статье предполагает заключение до трех лет или штраф в размере до 500 тыс. рублей либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет. При преступном доходе в особо крупном размере наказания предусматривает до шести лет тюремного заключения и 1 млн руб. штрафа.
Значимость этого дела для бизнеса еще более весома, отмечает партнер юридической фирмы «Пепеляев групп» Владимир Соков. Это первое крупное дело против картелей после вступления в силу антимонопольной статьи УК.
«Если уголовное дело будет завершено и кто-то будет по нему осужден, это покажет, что статься 178 УК применяется на практике, что заставит многих руководителей в будущем взвешивать каждое свое действие, так как эта статья предполагает персональную ответственность»,
— поясняет юрист. Уголовное дело может отразиться не только на конкретном человеке, но и на деятельности всей компании, добавляет юрист: «Согласно последним антикоррупционным актам Америки и Европы, компания имеет право отказать контрагенту в заключении договора, если в отношении руководителя компании-контрагента ведется уголовное дело».